Театры Европы - Кукольные театры Азии и Японии

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Кукольный театр в средневековой Европе

News image

В Европе народный кукольный театр исчезает с поля нашего зрения в промежуток от возвышения и ра...

Петрушка и Витязь (Новогоднее представл

News image

Новый год – это всегда праздник, всегда сказка. Приходя на праздничные утренники в...

Капгоарек

News image

КАПГОАРЕК (Kasparek) - персонаж чешского театра кукол, главный комический герой народных кукольных представлений. До появления Капгоарека (о...



Кукольные театры Азии и Японии
Кукольные театры - Театры Европы

кукольные театры азии и японии

В странах Азии существовал теневой театр, он был связан с религиозной легендой о воплощении богов в куклах, оживающих на экране под светом ритуальной лампы.

В репертуаре азиатских теневых театров фрагменты из индийских эпосов Рамаяна и Махабхарата , представления устраиваются в храмах.

Куклы плоские, сделанные из цветной или чёрной кожи, с подвижными соединениями, к которым крепились палочки, изготовленные из рога буйвола. Эти палочки экрана не касаются и видны лишь тени от фигурок

В странах Азии существовал теневой театр, он был связан с религиозной легендой о воплощении богов в куклах, оживающих на экране под светом ритуальной лампы.

В репертуаре азиатских теневых театров фрагменты из индийских эпосов Рамаяна и Махабхарата , представления устраиваются в храмах.

Куклы плоские, сделанные из цветной или чёрной кожи, с подвижными соединениями, к которым крепились палочки, изготовленные из рога буйвола. Эти палочки экрана не касаются и видны лишь тени от фигурок.

Также существовал театр марионеток, ставивший пьесы из эпоса. Индейские куклы очень красочны, нарядны и разнообразны.

В Турции теневой театр именовался Каролез ( Чёрный кот ).

Китайский кукольный театр отличается ярко раскрашенными красными, синими и фиолетовыми цветами кукол. Театр состоял из ширмы, обшитой ярким шелком, которая закрывала актеров, куклы были тростевыми, высотой 30-50 см. Репертуар составлен по священным книгам буддийского монаха Сюань - Цзана .

В японском кукольном театре актеры не скрыты за ширмой - они в черных одеяниях выходят на сцену, вынося куклу в ? человеческого роста. А голова куклы, сделанная из фарфора, монтируется на ручке управления. Репертуар основан на эпосе.

По несколько раз в месяц , вечерами, жители яванской деревни собирались на открытой веранде дома в ожидании представления ваянг пурво ( ваянг пурво - это древнейший из кукольных театров Юго - Восточной Азии).

Над дверным проёмом, ведущим во внутренние покои, укреплён белый экран, освещённый электрической лампой, совсем теперь редко - причудливым кованым светильником из меди, заправленным кокосовым маслом. Перед экраном, спиной к собравшимся, сидит главный чародей спектакля - кукловод-даланг. Он даёт последние указания музыкантам, в определённом порядке расставляет участвующих в спектакле кукол. Потом приносит жертвоприношение божеств, окуривает благовониями застывших в торжественном строю кукол, представляет зрителям главных героев спектакля - и представление начинается!

Ваянг пурво существует по меньшей мере тысячелетие, являя собой колоритнейшую особенность жизни яванцев. Как зародился этот необыкновенный театр?

Как и многие другие народы мира , в далёком прошлом жители острова обожествляли умерших предков. Они верили, что благосостояние и счастье людей зависит от того, насколько чтят они своих родоначальников. Считалось, что испортить благословение у кого - либо из предков можно было, вызвав у потустороннего мира его тень.

Слово ваянг в древнеяванских хрониках означало - тень, призрак, дух. В современном же языке оно известно в двух значениях : кукла из кожи или дерева и сам кукольный театр. Второе слово, пурво , переводится как древнейший.

Исследователи ваянг пурво предполагают, что в глубокой древности таинственная ночная мистерия соединялась с обрядом посвящения юношей в полноправные члены общины. Главное лицо такой церемонии, жрец - кукловод , разыгрывал перед собравшимися мужчинами и юношами племенные мифы. Учёные предполагают, что ранние кожаные фигуры кукол - предков были просты и немногочисленны.

Шло время. В первые века нашей эры на некоторых остовах Малайского архипелага распространились индуизм и буддизм. В это время на Яве складывались крупные государства, и эти философские религии Индии стали в них общепринятыми культами. Вместе с ними пришли и достижения великой индийской цивилизации.

В наше дни ваянг пурво по-прежнему является любимым развлечением городских и особенно сельских жителей Явы. Спектакли играют около 30 тысяч кукольников! Как и много веков назад, яванцы убеждены, что представления, главные герои которых всё ещё воспринимаются как божества, приносят в дом счастья. Странно ли, что ваянг пурво сопровождает яванца от рождения до самой смерти. В сельской местности поводом для спектакля может оказаться неурожай, засуха. Наконец, просто неудачи и невезения не оставляют семью - и приглашают всё того же кукловода - даланга!

И вот зрители в сборе, идут последние приготовления к спектаклю. Под экраном лежит свежесрубленный ствол банана - здесь кукловод расставляет кукол, не участвующих в представлении. Справа от себя даланг располагает благородных, или положительных героев, к которым относятся божества, короли, воины. Слева ставит отрицательных персонажей. Это демоны, великаны, злые духи. Вместо занавеса посреди экрана стоит большая, листьевидная фигура, её называют кайон(лес) или гунунган(гора). Но кайон несёт и большую философско - мифологическую нагрузку. Это - символ ваянг пурво. Обычно в центре его изображено древо жизни. Сама горообразная форма кайона олицетворяет мифическую небесную гору Меру - место обитания индуистских божеств. А строение под древом жизни символизирует общинный храм.

Кукловод - уникальная фигура в ваянге. Он должен наизусть знать множество пьес, управлять гамеланом - оркестром ударных инструментов, под который идёт преставление, петь вступительный гимн на древнеяванском языке кави. Имитируя речь героев, ему каждый раз необходимо менять не только голос, но и интонацию, характер речи, используя разговорные обороты, свойственные именно этому персонажу. Так же виртуозно кукловод должен управлять ваянгами - чтобы каждый герой имел свой выход, почерк, свой движения!

Слева от даланга стоит прямоугольный ящик - в нём обычно хранятся куклы и различные театральные аксессуары. Справа - крышка этого ящика, где ждут выхода герои представления. Современный набор в среднем насчитывает 150-200 кукол, хотя есть на Яве комплекты, в которых число ваянгов доходит до 400. Но в спектакле, как правило занята 60-70 кукол.

По своему внешнему виду ваянги делятся на два главных типа, один олицетворяет благородных героев(Добро), а другой Зло. У положительных героев образ человечен, а у отрицательных - демонический. Помимо этих главных драматургических кланов, в ваянге есть куклы промежуточного типа. Как правило это воины. Помимо общих чёрт, присущих целым семействам персонажей, любой из них наделён индивидуальными особенностями. Так о социальном положении героя можно узнать по силуэту куклы.

Но всех героев ваянга объединяет одно общее качество: по мастерству изготовления это своеобразные шедевры традиционного искусства Индонезии. Как уже упоминалось, куклы сделаны из тщательно препарированной кожи буйвола. Руки кукол подвижны в плечевых и локтевых суставах. А к кистям приделаны тонкие палочки, с помощью которых и управляет ими кукловод. В росписи кукол преобладают нежные розово - малиновые, сине - голубые, бело - золотистые и черные тона. Принимая во внимание, что некоторые ваянги имеют золотой цвет тела , чёрный и красный, то можно представить, насколько изысканно декоративны куклы по своему облику!

Над изготовлением ваянга на Яве испокон веков трудились несколько мастеров. Один долго и тщательно препарировал шкуру буйвола, другой наделял фигурки линиями безупречно отточенных силуэтов, третий мастер был художником. И наконец завершал куклу тот, кто предавал ей опору, делая изумительно динамичной и живой в руках искусника - даланга.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Борис Федорович Звинагародский

News image

Борис Федорович Звинагародский, (1896 - 1982), художник театра кукол, живописец, заслуженный деятель искусств Белоруссии (1956), уч...

Делаем сцену и декорации

News image

Для самого простого спектакля, где нет особых декораций, можно просто натянуть поперек комнаты веревку, повесить на...

Repaint / репейнт

News image

Repaint, репейнт - перерисовка, создание нового лица куклы за счет смывания оригинального слоя краски и на...

Если в семье сходятся металл и дерево

News image

- То, как человек воспринимает кукол, - уже часть диагностики, - продолжает Татьяна Пушкарева. - Бы...

Немного истории

News image

До сих пор не известно точно, как и когда появилась идея кукольного театра, и кто по...

Вертепный театр в Западной Европе

News image

Исследования по истории театра кукол встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида зрелищного искусства, та...