Куклы и театр - Батлейка - История Батлейки

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Петрушка

News image

Если в южной России приобрел наибольшую популярность вертеп, то в северо-восточной и центральной России народным лю...

В Абакане стартовал фестиваль театров ку

News image

В Абакане стартовал эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан». В переводе с хакасского - «Дух Зе...

Нижинский, сумасшедший Божий клоун

News image

(балетная драма в 2-х актах)(перевод с английского Александра Чеботаря). В детстве я думала, что зн...



История Батлейки
Куклы и театр - Батлейка

история батлейки

БАТЛЕЙКА (бетлейка) - народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Театр Батлейка появился на Беларуси в начале XVI века

БАТЛЕЙКА (бетлейка) - народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Театр Батлейка появился на Беларуси в начале XVI века. Его название произошло от слова Betleem — Вифлеем. Согласно Евангелию, это место рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на библейские темы. А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати, слово марионетка произошло от названия небольших фигурок Марии, участвующих в средневековых мистериях. Позже появились интермедии — комедийно–бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами.

Для показа батлейки из дерева делали домик произвольного размера, обычно в виде жилища или церкви. Он имел горизонтальные ярусы–сцены с прорезями для ведения кукол. Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, а также тоненькими реечками, которые издали напоминали балкон. На дальнем плане рисовали иконы, звезды, окна, кресты. Куклу прикрепляли к деревянному или металлическому стержню, при помощи которого можно было водить персонаж по прорезям в этажах сцены. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами. Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье. Существовали батлейки с меняющимися прозрачными декорациями (в Докшицах), а также устроенные по принципу теневого театра (в Витебске). Использовали в представлениях кукол–марионеток на нитках, перчаточные фигурки. Показы проходили не только в крупных городах, но и в отдаленных селах. Батлейка могла быть размером с небольшую тумбочку. Странствующий актер приходил с ней в деревню, собирал вокруг себя всю округу, и закипали кукольные страсти. Получался такой вот своеобразный телевизор.

Представление состояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе, верхнем и нижнем. Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы. Сатиричным образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. В батлейке постоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки духовных и светских властей.

После Октябрьской революции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия. Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых.

В наши дни национальный кукольный театр Батлейка бережно и старательно возрождается немногочисленными энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина в городском поселке Мир Гродненской области создала музей и театр–студию Батлейка . Вместе со своими учениками поставила там спектакль Царь Ирод , Анна Радзивилл и многие другие.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ЧУГМАЛ ИОСИФ ХРИСТИАН (1783-1855)

News image

Известный немецкий изобретатель, конструктор кукол-автоматов. Объездил много стран Западной и Восточной Европы, выступая со своими с...

Porcelain (China, Bisque) Doll / фарфоро

News image

Фарфоровая кукла - кукла, полностью или частично изготовленная из фарфора. Для того, чтобы кукла считалась фа...

Марионетки в России

News image

Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из ев...

Марионетки

News image

Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из ев...

Деревянные люди

News image

В Европе первые куклы появились еще в средневековье. Они были простыми - деревянными, глиняными, тряпичными. Та...

Клуб-студия Кукольная Коллекция пригла

News image

Клуб-студия «Кукольная коллекция» Елены Громовой вновь открывает ставшую уже  традиционной Рождественскую выставку кукол лучших современных ма...


Warning: fopen(/var/www/p11206/data/www/puppeteer.info/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11206/data/www/puppeteer.info/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108