Театры Европы - Итальянский кукольный театр

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Петрушка

News image

Если в южной России приобрел наибольшую популярность вертеп, то в северо-восточной и центральной России народным лю...

Царевна - Яга (Т. Ермолаева)

News image

Это веселая музыкальная сказка рассказывает историю Бабы-Яги, которая захотела быть прекрасной принцессой и выйти замуж за...

Божественная комедия

News image

Наша Божественная комедия не имеет никакого отношения к бессмертному произведению Данте. Ее н...



Итальянский кукольный театр
Кукольные театры - Театры Европы

итальянский кукольный театр

Первое, что всплывает в памяти при упоминании итальянского театра кукол, - имя Пульчинеллы. Рождение этого итальянского кукольного героя произошло, как полагают историки, на рубеже XV-XVI веков, поскольку в более ранней литературе его имя не встречается. И хотя истоки итальянских кукольных представлений уходят, вероятно, к Древнему Риму, их история вырисовывается более-менее отчетливо с VXI века.

К этому времени на территории современной Италии было по крайней мере три формы кукольных представлений: простейшие уличные куклы, танцующие на доске; перчаточные куклы, выступавшие также под открытым небом, но в своем маленьком театрике, надстроенном над легкой переносной ширмой-палаткой; марионетки, или куклы на нитях

Первое, что всплывает в памяти при упоминании итальянского театра кукол, - имя Пульчинеллы. Рождение этого итальянского кукольного героя произошло, как полагают историки, на рубеже XV-XVI веков, поскольку в более ранней литературе его имя не встречается. И хотя истоки итальянских кукольных представлений уходят, вероятно, к Древнему Риму, их история вырисовывается более-менее отчетливо с VXI века.

К этому времени на территории современной Италии было по крайней мере три формы кукольных представлений: простейшие уличные куклы, танцующие на доске; перчаточные куклы, выступавшие также под открытым небом, но в своем маленьком театрике, надстроенном над легкой переносной ширмой-палаткой; марионетки, или куклы на нитях. Расставаясь с бродячей жизнью, марионетки обзаводились собственными помещениями. В XVII-XVIII веках зрительные залы почти без исключений располагались в подвалах или первых этажах старинных особняков, а то и в парадных комнатах дворцов; маленькие сцены копировали сцены прославленных итальянских театров, а костюмы и парики отличались роскошью и изыском.

Бродячие кукольники часто ходили парами, и пока один давал представление, другой обходил публику с шапкой или тарелкой, собирая деньги. Знаменитый в свое время врач и математик Кардани, живший в середине XVI века в Милане, пишет: «Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дергал веревку, заставляя кукол размахивать руками, качать головами, шевелить ногами». Кардани слышал, что танцующих кукол народ называл «магателли». Современные словари этого слова не содержат. Кукольники наших дней называют подобных кукол «планшетными» - очевидно, современный термин произошел от французского слова «ля пляншет» - доска. Традиция планшетных кукол как в Италии, так и повсюду в Европе угасла к концу XIX века.

Другой вид кукольных представлений давали на ширме-будочке, или палатке, называемой итальянцами «кастелло» (замок), «кастелетто» (маленький замок), «касотто» (домик) или «барака» (шалаш, палатка). На этой ширме с надстроенным театральным портальчиком выступали перчаточные куклы, которые назывались «бураттини». Кукольников, работающих в этой технике, называют «бураттинаи».

Происхождение термина «бураттини» объясняют по-разному. Одни считают, что он берет начало от названия ткани, другие – от имени популярного во Флоренции XVI века актера Буратино, выступавшего в представлениях народной комедии дель арте. Героем театра бураттинов стал Пульчинелла. Откуда взялось его имя, также объясняют по-разному. По мнению одних историков, персонаж пришел на кукольную сцену из комедии дель арте, где, в свою очередь, унаследовал в слегка искаженной форме имя комика Пуччо д’Аньелло. Другие полагают, что имя происходит от слова «пульчино» (цыпленок) и что кукольный герой получил его из-за своего писклявого голоска, создаваемого пищиком – металлическим приспособлением из двух тонких пластинок, перевязанных тесьмой; кукольник держит пищик во рту, когда говорит за Пульчинеллу, - выдыхает через него воздух.

Бродячие кукольники-бураттинаи не записывали своих текстов. Как и актеры комедии дель арте, они всегда импровизировали. Их репертуар состоял из определенного набора традиционных сцен, сценарии передавались из поколения в поколение в устной форме. Количество и порядок исполнения этих сцен варьируется, еще более свободно сочиняется диалог, так как кукольники очень чутко улавливают реакцию публики, всегда откликаются на ее настроение и на события дня. Иногда сочиняют новые сценки, однако персонажи, как правило, действуют в них традиционные.

Традиция уличного театра Пульчинеллы все еще жива в Неаполе, и один из самых ярких ее представителей – Бруно Леоне, обучавшийся этой профессии у народных актеров. Знаменитый кукольник приезжал в Москву, где играл свое представление перед столичной публикой. Сценарий был следующим:

- Выход Пульчинеллы.

- Сцена с невестой. (У Леоне она носит имя Терезина. Пульчинелла хочет на ней жениться. Терезина согласна, куклы танцуют.)

- Сцена с собакой. (Собака хватает пульчинеллу за руку, не отпускает. Пульчинелла орет, зовет хозяина на помощь, обещает дать денег, но, освободившись, платить не хочет. Следует драка, которая кончается убийством хозяина собаки.)

- Сцена с гробом и Смертью. (Пульчинелла приносит гроб, чтобы похоронить убитого. Смерть подшучивает над Пульчинелла, пряча и перекладывая «труп».)

- Сцена с полицейским (ссора и драка).

- Сцена с карабинером (капитаном) (арест Пульчинеллы).

- Сцена приговора Пульчинеллы к повешению и заключения его в тюрьму.

- Сцена с монахом. (Монах приходит исповедовать перед казнью. Пульчинелла перевирает фразы монаха. Передразнивает его, придает словам, используя созвучия, совсем безбожный смысл, в конце концов прогоняет монаха.)

- сцена с палачом. (Кукла палача вся в красном. Сцена кончается повешением палача: Пульчинелла притворяется, что не понимает палача, просит показать, что тот от него хочет, и, когда тот показывает, затягивает на его шее петлю.)

- сцена с карабинером (Пульчинелла убивает карабинера).

- Сцена с прохожим (Пульчинелла убивает прохожего).

- Сцена с «трупами» убитых и Смертью (заканчивается дракой со Смертью, Пульчинелла убивает Смерть).

- Сцена выманивания денег у публики. (Пульчинелла укладывается спать на бортике ширмы и громко храпит. Кукольник выглядывает через прорезь в переднем полотнище ширмы, будит куклу, говорит, что публика ждет продолжения спектакля. Пульчинелла отвечает, что будет играть, если ему дадут денег; если зрители поддаются на эту провокацию и бросают монетки, то следует продолжения.)

- сцена родов Пульчинеллы (рожает пять Пульчинеллят – сценка собственного сочинения Бруно Леоне).

- Заключительный танец с Терезиной (которая не изменила решения выйти за него замуж, хотя и удивлена тем, что у него оказывается столько детей).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Куклы путешествуют

News image

С 20 февраля в Минске, в Литературном музее Максима Богдановича поселились «Дикие цветы весны». Так на...

Корнева Тамара Александровна

News image

Родилась 31 марта 1956 года в Гродненской области, Дятловском районе, п. Новоельня. Образование высшее. В 19...

Репетируем

News image

После того, как все приготовления сделаны, приступаем к репетициям. В процессе репетиций подберите музыкальное сопровождение, ко...

Вертепные мотивы

News image

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ I ЧАСТИ ДРАМЫ НЕКОТОРЫЕ ВЕРТЕПНЫЕ МОТИВЫ Поздравление с Рождеством а) Пан и Пани по...

Куклы - это профессия

News image

Детство, увы, проходит слишком быстро. Еще совсем недавно яркий воздушный шарик был у тебя в ру...

Виталь Фридрихович Вольский (Зейдель)

News image

Виталь Фридрихович Вольский (Зейдель), родился в1901 г. в Петербурге (ум. в 1988 г. в Ми...