Театры Европы - «Китайские тени» во Франции

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Кукольный театр Сицилии

News image

Близкая марионеткам по способу управления, но сильно от них отличающаяся в остальном форма была широко ра...

Касперле

News image

Главный герой немецкой уличной комедии, прямой потомок Гансвурста (см. Гансвурст ). Если отцом Гансвурста считается Ио...

Кашпарек

News image

Главный герой традиционной чешской кукольной комедии. Близкий родственник Касперле (см. Касперле ). Он появился в Че...



«Китайские тени» во Франции
Кукольные театры - Театры Европы

«китайские тени» во франции

История театра кукол Франции позволяет коснуться еще одного вида европейских кукольных представлений. Этот вид называют «теневым театром». Но во Франции, а затем и во многих странах Европы, в том числе и в России, представления этого рода называли «китайскими тенями». Этот термин наводит на мысль о том, что техника теневого театра была заимствована у китайцев, в стране которых теневой театр был чрезвычайно популярен и известен с древних времен

История театра кукол Франции позволяет коснуться еще одного вида европейских кукольных представлений. Этот вид называют «теневым театром». Но во Франции, а затем и во многих странах Европы, в том числе и в России, представления этого рода называли «китайскими тенями». Этот термин наводит на мысль о том, что техника теневого театра была заимствована у китайцев, в стране которых теневой театр был чрезвычайно популярен и известен с древних времен.

Знакомство европейцев с китайским искусством и волна увлечения им приходятся на начало XVIII века. Видимо, к этому времени, или чуть позднее, можно отнести и появление первых теневых спектаклей. Скорее всего это произошло на французской почве. Правда, среди немецких историков кукольного театра была высказана и другая точка зрения: теневой театр был занесен на юг Европы арабами, заимствовавших его, в свою очередь, у турков. По этой гипотезе появление теневых представлений в Европе относится к концу средних веков. Следует все же заметить, что «турецко-арабская» гипотеза не объясняет, почему занесенный арабами театр стали называть в европейских странах «китайскими тенями» (в Турции теневые представления называют по имени главного их героя – «Карагёз»). В Европе теневые представления не были так широко распространены, как представления перчаточных кукол или марионеток. Хотя они и привлекали публику XVIII-XIX веков, а некоторые кукольники, освоившие эту технику, даже прославились, европейской традиции теневого театра не сложилось, он не стал подлинно народным и не пустил глубоких корней в Европе.

Переняв основной принцип – показ силуэтов через полотно белого экрана, в деталях европейские кукольники отходили от восточных способов показа довольно далеко. Так, если в теневых театрах Азии всегда работают с кожаными куклами и управляют ими с помощью тростей, то европейские кукольники заменяют дорогую кожу картоном, жестью, используют иногда объемных кукол и даже живых актеров, отбрасывающих тени на полотно. Кроме того, шло развитие механики управления куклами, куклы превращались в механические, вместо разнообразных выразительных движений они делали однообразные, повторяющиеся жесты. Например, на экране появлялся музыкант-цимбалист, бивший палочками по цимбалам; выходил точильщик ножей и равномерно нажимал ногой на точильный станок; охотник стрелял из ружья. Владельцы теневых театров придавали большое значение свету, они ловко манипулировали разноцветным освещением экрана (ставили перед светильником разные цветные стекла-фильтры); придумывали разные трюки с превращениями, морскими бурями, восходами солнца и прочими постановочными эффектами.

О техническом устройстве французских теневых театров писал французский историк Шарль Маньен: «Механический прием их чрезвычайно прост. На том месте, где в театре висит занавес, натягивают белую материю или хорошо помасленную бумагу. На расстоянии семи-восьми шагов позади экрана ставят светильник. Если между фонарем м экраном провести плоские фигуры, вырезанные из картона или кожи, тень от них появится на экране и ее увидят зрители. Скрытая рука кукловода управляет маленькими фигурками с помощью тросточек. Это, как можно заметить, не скульптура, а движущаяся картина».

Теневые представления французских кукольников носили сугубо развлекательный характер. Их репертуар состоял из отдельных трюковых сценок, пьес-сказок, в которых были чудесные превращения, сражения, природные явления, катастрофы, жанровые картинки. Сохранившиеся афиши красноречиво говорят об их содержании: «Лазурный небосвод, занимающаяся заря, появление лучей восходящего солнца», «Буря, гром, град на море и погибающие корабли», «Маг, совершающий чудесные превращения», «Канатоходцы», «Говорящие стулья», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Опрокинутый кабриолет», «Сценка на рынке», «Охота на уток». Одна из наиболее популярных сценок. Включавшаяся с небольшими вариациями в спектакли почти всех теневых театров, - «Сломанный мост». В ней показывали мост с разрушенной посредине аркой; его чинил рабочий; на противоположном берегу появлялся путешественник; озадаченный, он останавливался и спрашивал каменщика, можно ли перейти реку вброд; каменщик, посмеиваясь, отвечал, что утки переходят ее запросто; рассерженный путешественник находил лодочника, переправлялся на другой берег, подкрадывался сзади к каменщику и расправлялся с ним за насмешки.

Популярна была сценка «Похищение Прозерпины». В греческой мифологии Прозерпина – супруга мрачного Аида, владыки царства теней. Ее пытались похитить друзья Тесей и Пейрифой. Но похищение не удалось. Аид предложил друзьям, проникнувшим в его царство, сесть на его волшебный трон. Когда же они это сделали, то тотчас приросли к трону, и не в состоянии были сдвинуться с места.

Самыми знаменитыми французскими теневыми театрами были «Театр Серафэна» и любительский театр художников и артистической интеллигенции, выступавших в парижском кафе «Черный кот». Первый был открыт народным кукольником Домиником Серафэном в 70-х годах XVIII века и продержался в руках его преемников до 1870 года. Жизнь второго была короче – с 1887 по 1897, но десятилетие его существования оставило блестящий след в истории французского театра кукол. Искусство теневого театра не забыто и сейчас французскими кукольниками. Один из наиболее интересных современных теневых театров создан художником Жаном-Пьером Леско.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Долина кукол во Владивостоке

News image

Во Владивостоке проходит VI биеннале визуальных искусств. В ее рамках в городе открылось сразу две вы...

Доценко Наталья Владимировна

News image

Родилась 11 марта 1980 года в г. Гродно. В 2008 году окончила Белорусский Государственную Академию по...

«Петрушка»

News image

Если в южной России приобрел наибольшую популярность вертеп, то в северо-восточной и центральной России народным лю...

Куклы предков-славян

News image

В современном мире куклы служат в основном игрушками. Но наши предки-славяне относились к ним очень се...

Петрушки

News image

Перчаточные куклы имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра — Сказание о богах. Та...

Своя дорога

News image

Известная иркутская мастерица Мария Тихонова, недавно сделавшая куклу Президента Якутии Вячеслава Штырова, полюбила создавать их ещ...