Кукольные театры -
Истоки появления кукольных театров
|
Волна южно-русской образованности, хлынувшая в Москву и разлившаяся по Великой России, принесла с собой образцы школьной драмы и ознакомила с нею великорусов. Эта волна дошла и до Сибири, куда занесена была архиереями из южно-руссов (почти все кафедры в начале XVIII века были заняты, за недостатком образованных людей, воспитанниками Киевской Академии, принесшими в управляемые ими епархии обычаи и традиции своей almae matris). Так, тобольский митрополит Филофей Лещинский (1702—1727), воспитанник Киевской Академии, как известно из слов сибирской летописи, был большим любителем театральных представлений и сам «славные и богатые комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собиратца, тогда он, владыка, в соборные колокола на сбор благовест производил»). Тоже расположение к театру сохранили и его преемники по кафедре
|
Кукольные театры -
Истоки появления кукольных театров
|
О времени появления вертепа в Южной России мы не имеем никаких известий; но в XVI век он уже существовал, и к этому времени относится первое о нем известие. Е. Изопольский, описавший вертепное представление, видел в Ставищах один вертеп, который имел надпись: «року Христусового 1591 збудованы», и другой, помеченный 1639 годом). Народ относит возникновение вертепа к незапамятным временам и рассказывает следующую легенду: какой-то украинский царь хотел жениться на королевне из далекой страны и, желая показать ей вид и обычаи своих подданных, велел построить вертеп, в котором показал ей важнейшие религиозные события исповедуемой им христианской веры и домашние обычаи украинцев
|
Кукольные театры -
Истоки появления кукольных театров
|
Теперь мы перейдем к рассмотрению пьес, разыгранных «кунштмеистером Сергером» в Москве в 1761 году. Сначала обратимся к пьесе, озаглавленной: «Храбрая и славная Юдоф». Хотя до нас не дошло ни русского, ни немецкого текста этой комедии, однако, по тем пьесам, которые были известны на настоящей сцене, в исполнении живых актеров, мы можем восстановить содержание этого кукольного представления.
Библейская история Юдифи пользовалась и в Германии XVI—XVII столетий, и у нас большой популярностью
|
Кукольные театры -
Истоки появления кукольных театров
|
Уже из данных нами исторических справок о театре марионеток в России можно видеть, каков был их репертуар. Теперь мы попытаемся восстановить его по сравнению с репертуаром немецких кукольных театров, пользуясь текстами немецких кукольных пьес, а также пьес, переведенных с немецкого на русский язык и предназначенных к представлению на настоящем, живом театре. Как в Европе, так и у нас, кукольный театр был отражением, отчасти пародией живого театра. Пьесы, известные на этом последнем, представлялись и куклами, репертуар которых, таким образом, заключает в себе отрывки мистерии, школьной драмы с неизбежными шутовскими интерлюдиями и, так называемой, английской комедии
|
Кукольные театры -
Истоки появления кукольных театров
|
Мы не знаем точно, когда появился кукольный театр в России. Первое свидетельство о нем мы находим у ученого немецкого путешественника Адама Олеария, который посетил пределы Московии в 1636 году). В изданиях записок Олеария помещена чрезвычайно любопытная картинка, которая, несмотря на грубость рисунка, дает очень понятное изображение народного кукольного представления, известного ныне под названием «Петрушки»). По словам Олеария, кукольный комедиант всегда находился при медвежьем вожаке; он же исправлял роль козы и паяца
|
|