Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Эхо-болтун

News image

А. Федотов Темой пьесы Эхо-болтун была борьба итальянских рабочих против фашистов, и сюжет был по...

Злой Петрушка и глотатели пищиков

News image

Необычное мероприятие провели на минувшей неделе в рамках юбилейных торжеств и Царскосельского карнавала. В день 30...

Ляфлёр

News image

Театры марионеток Франции мало отличаются от итальянских. На севере Франции, в Амьене родился еще один фр...



Малорусский вертеп
Кукольные театры - Истоки появления кукольных театров

малорусский вертеп

О времени появления вертепа в Южной России мы не имеем никаких известий; но в XVI век он уже существовал, и к этому времени относится первое о нем известие. Е. Изопольский, описавший вертепное представление, видел в Ставищах один вертеп, который имел надпись: «року Христусового 1591 збудованы», и другой, помеченный 1639 годом). Народ относит возникновение вертепа к незапамятным временам и рассказывает следующую легенду: какой-то украинский царь хотел жениться на королевне из далекой страны и, желая показать ей вид и обычаи своих подданных, велел построить вертеп, в котором показал ей важнейшие религиозные события исповедуемой им христианской веры и домашние обычаи украинцев

О времени появления вертепа в Южной России мы не имеем никаких известий; но в XVI век он уже существовал, и к этому времени относится первое о нем известие. Е. Изопольский, описавший вертепное представление, видел в Ставищах один вертеп, который имел надпись: «року Христусового 1591 збудованы», и другой, помеченный 1639 годом). Народ относит возникновение вертепа к незапамятным временам и рассказывает следующую легенду: какой-то украинский царь хотел жениться на королевне из далекой страны и, желая показать ей вид и обычаи своих подданных, велел построить вертеп, в котором показал ей важнейшие религиозные события исповедуемой им христианской веры и домашние обычаи украинцев. Другое же народное сказание относит возникновение вертепа еще в более седую древность — ко временам земной жизни Спасителя, которого занимали в детстве представлением в вертепе). Это свидетельствует о том, что народ привык видеть в вертепе нечто священное, тесно связанное с религией и чтимой им стариной. Возник малорусский вертеп, как и другие подобные рождественские пьесы, в церковно-школьной обстановке и скоро стал достоянием школьников, развозивших его по дворам и получавших за представление деньгами или натурой. О студентах Академии, как о показывателях вертепа, упоминает митрополит Евгений и сообщает, что ими разыгрывались Рождество и Воскресение Христово; но позже они передали вертеп цеховым мастерам, а вместо того стали представлять диалоги и произносить поздравительные речи). Странствующие бурсаки разносили вертеп по городам и местечкам, знакомя с ним народные массы. Такие бурсаки зашли однажды (в 1770 годах) к прадеду Г. П. Галагана в его имение Сокиринцы, Прилукского уезда, Полтавской губернии. Принятые с сочувствием они устроили у него вертеп и передали текст и музыку). К сожалению, Г. П. Галаган не сообщил полного текста, а дал лишь подробный его пересказ. Однако Н. И. Петров имел возможность сличить текст Галагана с известным ранее текстом Н. Маркевича5)[89]; в дальнейшем тизложении мы воспользуемся некоторыми его выводами, изложенными в статье: «Старинный южнорусский театр»). Лучшие списки, известные нам, это названные выше—Маркевича и Галагана; остальные статьи дают либо краткие пересказы, либо отрывки, a то—только упоминание о когда-то виденном вертепном представлении), которое порою разыгрывается не куклами, а людьми). Вертепная пьеса разделяется на две части—духовного и светского характера; первая—обычная рождественская мистерия, вторая—выделившиеся из ее состава веселые интерлюдии.

Самый вертеп-театр, где происходит представление, по описанию Г. П. Галагана, имеет вид небольшого домика, разделенного на два яруса; «за задней стеной этого домика действует скрытый исполнитель представления; он водит куклы и фигуры по путям прорезанным в полу театра и говорит за них различными голосами, сообразно ролям действующих лиц. Весь вертеп имеет 2 аршина с 1 вершков в вышину и 11/2 аршина в ширину». Верхний ярус его, как в польском и белорусском вертепах (т. е. в шопке и в бетлейке), посвящен изображению Святого Семейства

и действиям, сопровождающим явление Христа; в нижнем —изображается судьба Ирода и ряд сцен из народной малорусской жизни.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кукла - это не игрушка

News image

Кукла - это не игрушка! Тогда что? Фарфоровые Лайза Минелли и Мадонна гостят в Москве в ...

ПАНЧ

News image

Как известно, путь из Италии в Англию идет через Францию. Точно так же путь к ан...

Кукла из пластика

News image

Художник Катя Олюйкина предпочитает пластик - очень благодатный материал для кукольника. Мягкий, податливый, он позволяет со...

MINT / MIB / Mint In Box / минт

News image

Mint in Box - кукла в коробке и со всеми аксессуарами, комплектность не нарушена. Кукла в ...

Limited Edition / LE / Lt ed / лимитка

News image

Limited Edition - это ограниченный тираж куклы, т.е. количество экземпляров куклы, выпущенной в данном дизайне/комплектности. Встречается оп...

История Батлейки

News image

БАТЛЕЙКА (бетлейка) - народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Театр Ба...