Куклы и театр - Куклы - Марионетки в России

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Исповедь хулигана

News image

Музыкально-поэтический спектакль в 2-х действиях. Автор спектакля представил последние четыре трагических дня, проведенных поэтом в гостинице А...

Запорожец

News image

Один из главных героев представлений украинского народного кукольного театра – вертепа. Это украинский Петрушка - перс...

Тяпа

News image

Одна из самых любимых кукол великого русского кукольника Сергея Образцова. В 1928 году он сделал из...



Марионетки в России
Куклы и театр - Куклы

марионетки в россии

Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из европейских стран. Мода на этот вид представлений зарождался скорее всего после смерти Петра первого, который не слишком жаловал артистов этого разряда, считая их представления пустой забавой. Но в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) отношение к ним меняется. Европейские марионетки все чаще пересекают границы России, столичные газеты не гнушаются печатать о них объявления и статьи

Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из европейских стран. Мода на этот вид представлений зарождался скорее всего после смерти Петра первого, который не слишком жаловал артистов этого разряда, считая их представления пустой забавой. Но в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) отношение к ним меняется. Европейские марионетки все чаще пересекают границы России, столичные газеты не гнушаются печатать о них объявления и статьи. На первых порах этих неизвестных в России кукол называют «выпускными», но вскоре в русский язык входит слово «марионетка». Так, уже в одном объявлении, напечатанном в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1743 год, некий Мартин Ниренбах извещает публику: «Чрез сие чинится известно, что находящийся здесь комедиант Мартин Ниренбах по понедельникам и четвергам пополудни в начале шестого часа продолжать имеет марионетовы итальянские комедии». Но термин в это время еще не очень укоренился, судя по тому, что в другом объявлении, напечатанном через два года после этого, кукольник приглашает зрителей на представление «выпускных» кукол. Однако во второй половине XVIII века термин «выпускные куклы» окончательно уступает место термину «марионетка».

В первые годы царствования Анны Иоанновны немецкие кукольники распространяют по Петербургу афишу, в которой сообщают, что «смотрения достойные комедии играть будут», и называют пьесы: «О преступлении прародителей Адама и Евы», «О целомудренном Иосифе», «Распятие Христово», «О короле Агасфере и королеве Есфири», «О житии и смерти Дон Жуана», «О принце Флориане и прекрасной Банцефории», «О короле Адмете и силе великого Геркулеса». В 1743 году 2итальянские комедии» играет Мартин ниренбах. В 1761 году некий Заргер играет «Доктора Фауста» и «Храбрую и славную Юдофь». В 1776 году другой иностранец приглашает посмотреть «Хромого беса» с балетом «Рождение купидона», а также «Бабьи сплетни» с балетом «Венецианский карнавал» и «Купца Смирну» с балетом «Ревность трех любовников». Читая эти названия, нельзя не вспомнить итальянскую традицию, в которой разговорная часть пьесы обязательно завершалась балетом. Из этого становится ясным, что марионеточные спектакли до середины XIX века дают иностранцы.

И лишь с конца XIX века намечаются существенные изменения. Представления марионеток можно было увидеть уже на любой ярмарке России, на народных гуляньях. И давали их уже российские герои. Разговорные пьесы почти полностью уходят из репертуара русских марионеток. Постоянно выступая, русские кукольники великолепно овладели сложной техникой марионеточного театра. Им настолько понравилась эта кукла, что они стали даже с некоторым пренебрежением относиться к своему старому кормильцу – Петрушке. Такая ситуация сложилась к началу XX века. О самом последнем этапе народного марионеточного театра в России становится известным из рассказов самих кукольников – последних балаганных актеров. Григорий Константинович Нуриков, еще будучи мальчиком, поступил на службу в балаган французского кукольника Шарля Шимбора, приехавшего в Петербург в 1902 году, и оставался в его театре до начала первой мировой войны. В балагане Шимбора марионетки исполняли «Цирк на сцене». В программу входили: наездник на лошади; два жонглера с мячами, кольцами и тарелками; две собачки, которые прыгали через барьер и танцевали; два акробата с лестницами; два медведя, танцевавших на шарах и бочке; акробат на трапеции и на велосипеде; два клоуна. Программу «Цирк на сцене» показывал и одесский кукольник Яков Миронович Бромфейн. Названия номеров сами по себе говорили о том, что делали на сцене марионетки.

Хотя кукольники, увлекшись марионетками, стали довольно пренебрежительно относиться к перчаточным куклам, но с самим героем русского перчаточного театра Петрушкой расставались неохотно. И у многих он стал выходить на марионеточную сцену. Правда, его роль в марионеточном представлении сократилась: он появлялся лишь во вступительной части и превратился из тряпичной в деревянную куклу с нитками.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Куклы и декорации

News image

Все имущество нашего театра хранится всего лишь в одном волшебном, но совсем небольшом шкафчике. Волшебный он...

МАРИОНЕТКА

News image

Основная стихия театра – движение – викристаллизовалась в чистой форме театра марионеток. Марионетка даёт театральную фо...

Вертепный театр в народной культуре

News image

В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Си...

Шкафчик-алтарь

News image

Переносные алтарные шкафчики были широко распространены в XVI в. Появились они, однако, раньше. Чтобы понять их...

«Петрушка» во Франции

News image

Во Франции до прихода кукольных представлений из Италии в основном истоки кукольных театров шли из ...

КАШПАРЕК

News image

Главный герой традиционной чешской кукольной комедии. Близкий родственник Касперле (см. Касперле ). Он появился в ...