Куклы и театр - Куклы - Марионетки в мистериях

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

«Герой». Селькупский эпос об Итте. (О. П

News image

С давних времен жил в Сибири народ – селькупы. Они были прекрасными охотниками, рыболовами и ск...

Маугли

News image

(Пьеса в 3-х действиях) Повесть английского писателя Редьярда Киплинга о Маугли, мальчике, выросшем в дж...

Касперле

News image

Главный герой немецкой уличной комедии, прямой потомок Гансвурста (см. Гансвурст ). Если отцом Гансвурста считается Ио...



Марионетки в мистериях
Куклы и театр - Куклы

марионетки в мистериях

В России, в народной среде, не сохранилось почти ничего из рассмотренного нами репертуара заезжих кукольников; но за то у нас на юге, в Малороссии, а также и в Белоруссии пустил довольно прочные корни один из видов средневековой мистерии — «вертеп»). Прежде, чем приступить к рассмотрению вертепной драмы на кукольной сцене малороссов и белорусов, мы остановимся на ее источниках, и для этого вернемся несколько назад, в глубь средних веков, которые из литургических обрядов выработали мистерии, эти зачатки европейского духовного театра. Католическое богослужение вызвало целый ряд разнообразных торжественных зрелищ, процессий и драматических обрядов. Среди них особенное развитие получил обычай устраивать в храме ясли, служащие прототипом немецкого Krippelspiel, польской шопки и южно-русского вертепа, с введением сюда речей и сцен — поклонения трех царей, Ирода, издающего жестокий приказ избить младенцев, несчастных матерей, оплакивающих своих убитых детей

В России, в народной среде, не сохранилось почти ничего из рассмотренного нами репертуара заезжих кукольников; но за то у нас на юге, в Малороссии, а также и в Белоруссии пустил довольно прочные корни один из видов средневековой мистерии — «вертеп»). Прежде, чем приступить к рассмотрению вертепной драмы на кукольной сцене малороссов и белорусов, мы остановимся на ее источниках, и для этого вернемся несколько назад, в глубь средних веков, которые из литургических обрядов выработали мистерии, эти зачатки европейского духовного театра. Католическое богослужение вызвало целый ряд разнообразных торжественных зрелищ, процессий и драматических обрядов. Среди них особенное развитие получил обычай устраивать в храме ясли, служащие прототипом немецкого Krippelspiel, польской шопки и южно-русского вертепа, с введением сюда речей и сцен — поклонения трех царей, Ирода, издающего жестокий приказ избить младенцев, несчастных матерей, оплакивающих своих убитых детей. «Сначала неприкосновенность святыни не допускала людям маскироваться в святых, и их роли в процессиях исполняли большею частью куклы (автоматы) и марионетки»... «Из кантов и речей, произносившихся из-за алтаря, как бы от лица Богородицы, Иосифа, пастухов, в то время, когда в церкви стояли миниатюрные ясли и куклы, или писанные изображения названных личностей, из этого первобытного рождественского обряда постепенно образуется рождественская драма: неодушевленные предметы заменяются действующими лицами в костюмах, речи клириков, скрытых за алтарем, — естественными разговорами актеров вне его, в виду набожной толпы; наконец, лишь один момент поклонения пастухов, изображавшийся дотоле, обставляется полным пересказом повествования Евангельского и, начиная с Благовещения, вводит все аксессуарные подробности—избиение младенцев, разговор Ирода с волхвами, бегство в Египет и т. п.»). Таким образом, первоначально в Западной Европе мистерии исполнялись марионетками. Этот род театра, к которому довольно снисходительно относились отцы Западной Церкви, является некоторое время единственным дозволенным для христианина зрелищем. Позже и в вертепную драму — чистую мистерию вошел светский элемент: серьезное содержание ее стало разнообразиться комическими выходками некоторых действующих лиц, сначала главных, например — пастухов, одного из царей, затем — дьявола, этого любимца толпы); далее стали являться новые и новые лица, и комический элемент неслышно завладел главной частью рождественской мистерии, как мы это увидим из разбора ее текста в самом крайнем пункте его развития —в малорусской вертепной пьесе.

Народ в очень древние времена заимствовал у церкви представления рождественской драмы. Весьма возможно, что церковники сами брали ящик с фигурами Богородицы, Младенца Иисуса, Иосифа и других действующих лиц и разносили его по домам прихожан. Содержание пьесы очень сходно у всех сохранивших ее народов; это указывает на общность источника, тогда как отмены в тексте и расположение сцен является делом вкуса каждого показывателя, причем можно заметить, что каждая национальность выработала особый тип марионетной пьесы о Рождестве Христове, особый вариант, в котором и вывела своих любимых героев.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как изготавливают фарфоровые куклы

News image

Технология изготовления фарфоровых кукол довольно сложна. Начинается все с идеи и замысла художника. Затем серая масса ск...

Распределения мотивов в народной традици

News image

Поклонение Волхвов (Пастухов), сопровождаемое различными колядами. Ирод приказывает среди других детей убить собственного сына. Раскаявшись, ца...

ШИРМА

News image

Занавес, за которым скрывается кукольник, работающий с верховой куклой, сама кукла действует над занавесом - ка...

Леонов Виталий Николаевич

News image

Родился 03 февраля 1978 года в г. Гродно. Образование высшее. В 20...

Club Doll / Fan Doll / клубная кукла

News image

Клубная кукла - это специальное издание для членов официального клуба какого-либо кукольного бренда или периодического из...

ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ

News image

Изобретен монахом Ордена иезуитов Афанасием Кирхером в начале XVII века. Это проекционный аппарат с масляной ла...