Куклы и театр - Куклы - МАРИОНЕТКА

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Муха-Цокотуха. (К.И.Чуковский)

News image

На сцене театра кукол – эстрадно-цирковое представление! Самое настоящее – с клоунами, жонглерами, сила...

Коллекция кукол Хильдегард Гюнцель

News image

Уже не понаслышке мы знаем о таком замечательном дизайнере-скульпторе как Хильдегард Гюнцель и ее чудных ку...

Саби

News image

Отсчет истории Республиканского театра юного зрителя (ТЮЗ) «Саби» начался в июле 1939 года, когда увидело св...



МАРИОНЕТКА
Куклы и театр - Куклы

марионетка

Основная стихия театра – движение – викристаллизовалась в чистой форме театра марионеток. Марионетка даёт театральную формулу без плотского выражения. Как алгебраические знаки заменяют определённые численные величины, так условная плоть марионетки заменяет реальную человеческую плоть.

Марионетка создана человеком по образу и подобию своему

Основная стихия театра – движение – викристаллизовалась в чистой форме театра марионеток. Марионетка даёт театральную формулу без плотского выражения. Как алгебраические знаки заменяют определённые численные величины, так условная плоть марионетки заменяет реальную человеческую плоть.

Марионетка создана человеком по образу и подобию своему. Но, повторяя человека, она привносит нечто, ей одной присущее, и вместо копии получается художественное создание, полное собственной таинственной жизни. Подражание превращается в творчество.

Не марионетка уподоблялась человеку, а напротив, человек сравнивал себя с марионеткой, которая стала символом человека в мире. Философы и поэты всех времён сравнивают человека с марионеткою, которая исполняет в театре жизни чью-то авторскую волю. Нитями у марионетки служат веления разума и страстей. К человеку, подверженному страстям, обращена сатира Персия. Персий описывает, как скупость, сладострастие и другие страсти приказывают человеку и заставляют его идти туда, куда они его тянут. Марк Аврелий в своих изречениях призывает противопоставить твёрдую волю страстям: «Не допускай, чтобы то, что должно управлять тобою, оказалось в подчинении и двигалось, влекомое нитями… Пойми же когда-нибудь, что есть в тебе нечто более благородное, нежели то, чем двигают страсти, которые влекут тебя. Точно нитями».

Сравнение божественной воли с искусством управления марионеткой сохранилось и в христианском мире. Епископ пятого века Синезий сравнивает непрерывное действие божественной воли во вселенной с искусством марионетки, которая «продолжает двигаться и тогда, когда рука управляющего ею перестаёт дёргать нити». Марионетка, как и в античном мире, часто является символом бренности земной жизни.

Марионетка не является созданием единой человеческой воли, её происхождение остаётся неизвестным. Родиною марионетки считаются храмы. Как нельзя найти творца первой песни, так нельзя определить создателя первой марионетки. Историки считают родоначальниками марионетки древнегреческие статуи богов, которые движением головы или руки отвечали на вопросы жреца или указывали путь торжественной процессии. Греческие статуи, двигавшиеся посредством механических воздействий или нагревания ртути, птицы, летавшие вследствие нагревания содержащегося в них газа, так называемые «ртутные головы», создание которых приписывалось многим знаменитым физикам – послужили началом театра автоматов, который процветал в Древней Греции и позднее существовал во всех странах. Установить какую-либо преемственность марионетки от механического движения статуй вряд ли возможно.

Фигуры, двигавшиеся посредством нитей, упоминаются Геродотом при описании праздника Вакха-Озириса в Египте. Женщины носили по сёлам символические фигурки, олицетворявшие творческую силу, и двигали их нитями: «Им предшествовал флейтист, а за ними следовали с пением женщины». Таким образом, первые известные марионетки служили воплощением жизни и творческой силы.

Невропастия, или управление куклой посредством нитей, достигла в античном мире большого совершенства.

В средневековых легендах марионетка является вестницей любви. Скитаясь вместе с жонглёрами, средневековая марионетка изображала турниры и бои, вела драматические сцены, пела творения миннезингеров и танцевала. Средневековая марионетка восприняла искусство античных невропастов, не уничтоженное христианской культурой.

Христианство, отвергнувшее театр, радушно приняло марионетку. Тертуллиан, под угрозой вечного осуждения запрещавший посещение театра, разрешал верующим смотреть марионеток. Епископ Синезий и Климент Александрийский ласково относились к марионетке, сохранявшей чистоту творчества. Отцы церкви, заклиная верующих не предаваться дьявольскому соблазну театральных зрелищ, не осуждали марионетку, в которой им чуялось сильное мистическое начало. Так было и в первые века христианства, так было и в пуританскую эпоху Англии: после запрещения Кромвелем всех театральных зрелищ, мистериальная марионетка продолжала появляться на площадях и улицах английских городов. Бесплотная кукла не оскорбляла непримиримых служителей церкви, как оскорбляла их живая плоть актёра.

Отцы церкви допустили двигающуюся куклу в храм. Храмовые кукольные мистерии наиболее славились в Диеппе, где ежегодно в августе марионетки изображали Вознесение Пресвятой Девы. Эти мистерии, привлекавшие толпы паломников, были запрещены в 1647 году по требованию королевы – матери Людовика XIV. По утверждению историка Вите, «искусно спрятанные железные нити заставляли кукол исполнять все движения» мистерии Диеппа. Без слов, под звуки музыки совершалось вознесение Мадонны из окружённой садом восковых цветов могилы, находившейся у алтаря, к престолу Отца, воздвигнутому под усеянным звёздами куполом. Престол окружали четыре ангела человеческого роста, крылья которых мерно двигались под звуки органа.  Три ангела, помещённые ниже престола, в конце службы сопровождали пение «Ave Maria», ударяя по колокольчикам различных цветов. Четвёртый ангел играл на трубе. У ног Отца два ангела держали светильники, которые зажигались в начале службы. Когда в конце представления, продолжавшегося полтора часа, свечи надо было тушить, ангелы как будто старались помешать этому, поворачиваясь во все стороны.

В начале службы ангелы спускались от престола к алтарю и, отодвинув камень могилы, медленно возносили Деву, которая выражала движениями радость своего пробуждения. Бог Отец благословлял Мадонну, ангел возлагал корону на её голову, и она постепенно исчезала в облаке. Как и во всех мистериях, торжественное действие сопровождалось дурачествами шута, который выражал своё изумление при виде Девы, рукоплескал её вознесению и прятался под престолом Отца, высовывая оттуда свою голову.

После запрещения Людовика XIV изгнанные из храмов марионетки оставались на папертях церквей и у ворот монастырей, продолжая изображать жития мучеников и святых и священную историю Ветхого и Нового Завета.

Многочисленные описания паломников передают подробности поднятия плащаницы у Гроба Господня в Иерусалиме: изображение Спасителя складывало руки, вызывая трепет присутствующих

В Испании и в Италии запрещение кукольных мистерий было подтверждено в 1600 году: «Мы запрещаем в церквах или вне их изображать деяния Иисуса Христа и пресвятой девы и жития святых посредством маленьких подвижных фигур, которые народ называет titeres».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПУЛЬЧИНЕЛЛА (ПУЛЬЧИНЕЛЛО)

News image

Родоначальники не только огромной семьи героев кукольной европейской уличной комедии, но и многих типажей в ми...

Мистическая сущность кукол

News image

Все-таки, есть в куклах что-то мистическое. Способное напугать. Особенно если кукла сработана вручную хорошим мастером (с...

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБРИАДЗ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Кутаисском педагогическом институте на историческом фа...

Click / клик / щелчок

News image

Click (клик) - щелчок. Загадочная фраза сгибается на 2-3 клика обозначает, на сколько ра...

Колядки, диалоги и мистерии

News image

Рождественские кукольные представления имели общий источник текстов - колядки, диалоги и мистерии. Кукольники разных стран ис...

История Батлейки

News image

БАТЛЕЙКА (бетлейка) - народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Театр Ба...