Истоки появления кукольных театров - Понятие о куклах-актерах

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Куклы

News image

Состоятельные и не очень состоятельные господа всего мира приобретают кукол не менее охотно, чем живопись и ...

Эксклюзивная коллекция кукол для жители

News image

Ижевск. Удмуртия. С 14 августа жители столицы Удмуртской Республики могут увидеть эксклюзивную коллекцию кукол. Экспозиция, пр...

Коллекции кукол. Галерея Вахтанговъ

News image

Галерея Вахтанговъ – это не только выставочный зал, который является эпицентром событий в кукольном мире, но...



Понятие о куклах-актерах
Кукольные театры - Истоки появления кукольных театров

понятие о куклах-актерах

Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения и/или обозначения внешности активно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства. Куклы-актеры используются также в произведениях прикладных видов пространственно-временнóго искусства (в рекламных роликах, в театрализованных праздничных представлениях, в карнавальных шествиях и в иных действах подобного рода).

Куклы-актёры пассивно действующих персонажей — это служебные вспомогательные средства. Они дополняют выразительные возможности актеров-людей и служат им в качестве игрового реквизита наравне, например, с шариками в руках жонглёра

Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения и/или обозначения внешности активно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства. Куклы-актеры используются также в произведениях прикладных видов пространственно-временнóго искусства (в рекламных роликах, в театрализованных праздничных представлениях, в карнавальных шествиях и в иных действах подобного рода).

Куклы-актёры пассивно действующих персонажей — это служебные вспомогательные средства. Они дополняют выразительные возможности актеров-людей и служат им в качестве игрового реквизита наравне, например, с шариками в руках жонглёра. Так, в спектаклях «Давным-давно» («Питомцы славы») по пьесе А. К. Гладкова юная героиня, почти ребенок, Наташа поздним вечером перед бегством из родительского дома на войну 1812 года прощается с любимой куклой-игрушкой своего детства Светланой. Наташа в последний раз убаюкивает куклу на своих руках и поёт ей колыбельную: «Спи, моя Светлана, спи, как я спала…». А кукла-Светлана как бы осознанно смотрит на свою хозяйку и якобы самостоятельно то шевельнет рукой, то повернётся чуть-чуть в сторону. Для зрителей эта кукла исполняет роль пассивного действующего персонажа. Таких кукол условно можно называть реквизитными куклами.

От других кукол (кукол-игрушек, декоративных, сувенирных, религиозно-обрядовых и т. д.) куклы-актеры отличаются выполнением самобытных функций. А именно, они: а) изображают и/или обозначают внешность персонажей; б) воспроизводят их физические действия и обычно в) служат в качестве зримых центров звуковой деятельности персонажей.

По своей природе каждая кукла-актёр является неодушевлённым объектом (предметом) в целом либо более двух третей своей величины। В последнем случае предмет дополняется фрагментом живой плоти либо актёра-кукольника (например, предметная кукла-актер с настоящими человеческими руками в эстрадной миниатюре С. В. Образцова «Вернись, я все прощу!»), либо плотью животного-актёра (скажем, живой дрессированной собаки, голова и тело которой спрятаны в полом предметном панцире). Однако в целом подобные куклы-актеры в основном проявляют для зрителей свойства неодушевленных объектов.

В практике пространственно-временнóго искусства встречаются куклы-актёры, которые, во-первых, состоят из нескольких либо многочисленных объёмных, полуобъёмных или плоских предметов. Они необходимы, во-первых, для воплощения персонажей множественного числа (толпа людей, отара овец, стая птиц, вокальное трио, группа всадников и т. д.). Во-вторых, технология создания рисованных мульт-анимационных фильмов требует множества отдельных изображений и/или обозначений внешности персонажа в необходимых фазах его физических действий. Фазовые изображения внешности персонажа фиксируются на многочисленных листах целлулоида, бумаги или других носителях изображений либо рисуются на экране монитора компьютера.

Куклы-актёры приводятся в действие и управляются актерами-кукольниками или художниками-аниматорами (актёрами-мультипликаторами). В ряде случаев применяются автоматические куклы-актеры (роботы), программа действий которых заранее подготавливается их создателями. Причем источником энергии для осуществления программы действий персонажей бывают либо механические устройства (например, типа заводного механизма часов), либо электронно-электрические аппараты (в частности, компютерные установки).

Куклы-актёры могут быть либо не быть художественными произведениями. Но даже простые (не художественные) предметы (зонтики, трость щеголя, мяч, кубик, коряга, кувшин) или скульптурные изображения кого-либо в системе спектакля, фильма и т. д. без изменения своей формы становятся полноценными куклами-актерами. Если, конечно, выполняют полагающиеся куклам-актерам функции. Например, оживающий у Пушкина могильный памятник Каменного гостя. И наоборот: любые куклы-актеры с утратой своих самобытных функций либо становятся деталями или частями оформления места действия персонажей, либо переходят в разряд обыкновенных кукол-игрушек, декоративных кукол и т. д. или обычных природных или искусственных предметов.

Однако любые — художественные и не художественные — куклы-актеры в составе кукольных и не кукольных спектаклей, фильмов и других произведений пространственно-временнóго искусства вполне удовлетворяют эстетические потребности зрителей.

В спектаклях, фильмах, эстрадных миниатюрах и т. п. применяются куклы-актеры трех основных типов конструкций. Низовые куклы-актеры называются марионетками. Они управляются сверху с проволочными прутами, нитками, рыболовными лесками или веревками. Отсюда пошло известное выражение «дергать за веревочки», то есть манипулировать кем-то. Из числа верховых наиболее известны перчаточные (петрушечные) и гапитно-тростевые куклы-актеры. Их голова утравляется простым (в виде палки) или механизированным гапитом. К рукам таких кукол-актеров прикреплены трости, с помощью которых актер-кукольник управляет и приводит в движение кукольные руки. Существуют и так называемые срединные куклы-актеры, которые находятся на уровне груди актера-кукольника. Большие срединные куклы-актеры - это те, внутри которых находится актер-кукловод.Впрочем, создатели кукол-актеров придумывают все новые и новые для них конструкции и способы управления ими, иногда с использованием новейших технологий.

В Театре теней зрители видят не самих кукол-актеров, а черные или многоцветные их силуэтные изображения. (В давние времена представления театра теней мигрировали в страны Европы из Китая, вероятно, по караванному Великому шелковому пути , а точнее - через страны Ближнего Востока.) В фильмах с рисованными либо с объемными куклами-актерами зрители видят тоже не кукол-актеров, а их изображения на кино- или телеэкране. В этом смысле спектакли «Театра теней» и, например, мульт-анимационные фильмы родственны друг другу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самый известный кукольник двадцатого век

News image

Сергей Образцов считается одним из самых известных кукольников двадцатого века. Помимо этого, он являлся режиссером, ху...

Бобровская Светлана Игоревна

News image

Родилась 16 июля 1959 года в Брестской области, г.Барановичи. В 1981 году окончила Минский институт ку...

Мистическая сущность кукол

News image

Все-таки, есть в куклах что-то мистическое. Способное напугать. Особенно если кукла сработана вручную хорошим мастером (с...

РАЕК

News image

Истоки райка восходят к античной культуре. В те далекие времена на невысокой колонне устанавливалась доска (п...

Белкин Сергей Львович

News image

Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ. Любой спектакль в постановке Сергея Белкина – настоящее фе...

Куклы Франции

News image

В Европе антикварными считаются куклы, сделанные до 1930-х годов. И все они - от деревянных, вы...