Куклы и театр - Куклы - «Марионетте», или куклы на нитях

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

В Абакане стартовал фестиваль театров ку

News image

В Абакане стартовал эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан». В переводе с хакасского - «Дух Зе...

Тараканище Фантазия на темы сказок К. И.

News image

Муха-муха цокотуха… , Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит… - всем изв...

В Житомирском музее Космонавтики выставл

News image

Кукла появилась в древности, как предмет языческого культа. Позже стала игрушкой для ребенка. Играясь, ребенок по...



«Марионетте», или куклы на нитях
Куклы и театр - Куклы

«марионетте», или куклы на нитях

Не менее популярная техника кукольных представлений в Италии – театр марионеток, то есть кукол, управляемых сверху нитями. Эта довольно-таки древняя форма кукол достигла наивысшей популярности в Италии в XVII-XVIII веках. Ее развитие совпало с развитием оперы, пения «бель канто», балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторской драматургии и заученных репликах. Марионетки копировали выступления оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов (в отличие от бураттинов, которые всегда пародировали людей, преувеличивая и выпячивая их слабости)

Не менее популярная техника кукольных представлений в Италии – театр марионеток, то есть кукол, управляемых сверху нитями. Эта довольно-таки древняя форма кукол достигла наивысшей популярности в Италии в XVII-XVIII веках. Ее развитие совпало с развитием оперы, пения «бель канто», балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторской драматургии и заученных репликах. Марионетки копировали выступления оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов (в отличие от бураттинов, которые всегда пародировали людей, преувеличивая и выпячивая их слабости). К XVII веку у марионеток появились свои маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитых театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли полностью длинные пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было большого числа ниток и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды тем не менее достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста. И это виртуозное подражание живым актерам пленяло итальянскую публику. Конечно же, большое значение имела музыкальная сторона спектаклей: кукольники были хорошими певцами и музыкантами.

Великолепное описание марионеточных театров Италии оставил Стендаль. В 1817 году он путешествовал по этой стране, вел дневник и, вернувшись, опубликовал их под названием «Рим. Неаполь. Флоренция». В каждом их этих городов он побывал на спектаклях марионеток, которые неизменно вызывали у него восхищение:

«29 января (1817 г., Флоренция). Сегодня вечером Натан ввел меня в общество богатых купцов под тем предлогом, что хочет показать мне очень красивый театр марионеток. Эта прелестная игрушка не более пяти футов в ширину, но тем не менее она является точной копией театра Ла Скала. Перед началом представления в гостиной потушили свет. Декорации весьма эффектные, несмотря на свой небольшой размер. Там горят маленькие лампы, по величине подходящие ко всему остальному, и вся смена декораций производится очень быстро, точно таким же образом, как в Ла Скала. Это необыкновенно, очаровательно. Труппа из двадцати четырех марионеток, ростов в восемь дюймов, со свинцовыми ногами, разыграла прелестную, немного вольную комедию – сокращенную «Мандрагору» Макиавелли. Затем марионетки весьма грациозно исполнили небольшой балет».

На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии итальянской публики. То тут, то там в печати мелькали слова восторга, высказанные в их адрес. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток «Фиандо». Один из его почитателей насмешливо замечал, что неплохо бы танцовщикам знаменитого театра Ла Скала, кичащимся своим мастерством, посмотреть на изящество и грацию своих маленьких собратьев. Другой любитель этого жанра, делясь впечатлениями, говорил, что был поражен способностью кукольных балерин выполнять все фиоритуры балетных танцовщиц; когда кукла-балерина заканчивала свой номер, она выбегала на аплодисменты, приседала в глубоком реверансе, то есть проделывала все, что полагается настоящей танцовщице. Куклы-танцовщицы в театре Феано в Риме были так совершенны, что местные власти, заботясь о нравственности римлян, принудили кукольников надеть на балерин голубые панталончики – такие, какие в те времена обычно выглядывали из-под платьиц благовоспитанных девочек.

Описания XIX века обнаруживают еще одну характерную черту итальянского марионеточного театра: хотя марионетки и копировали спектакли оперных и драматических театров, они разрешали себе и некоторые отступления – в виде «своих» марионеточных пьес со «своими» героями. Почти в каждом из крупных городов Италии на марионеточную сцену выходили местные любимцы публики: в Венеции – Панталоне и Бригелла, в Болонье – доктор Балаордо Грациано, в Милане – Джироламо, в Турине – Джиандуя, в Риме – Кассандрино, в Неаполе – Пульчинелла, Тарталья и Скарамучча. Многие из этих персонажей пришли из комедии дель арте, но некоторые, как, например, Кассандрино или Джироламо, родились на марионеточной сцене. Они перекочевывали из спектакля в спектакль, независимо от исполняемой пьесы. Как правило, они исполняли «первые роли», и кукольники придумывали пьесы специально для них. Сохранилось несколько названий пьес, сочиненных для Кассандрино: «Путешествие в Чивитта-Веккио», «Кассандрино, любитель музыки и импресарио». А в известной в те времена пятиактной драме «Принц Евгений Савойский», шедшей в Милане, главную роль фактически исполнял Джироламо – неуклюжий увалень, тугодум, в лице которого миланцы подсмеивались над своими соседями туринцами.

Традиционная итальянская марионеточная сцена обрамлялась порталом, имела кулисы и задник – в миниатюре там было все, что полагалось театральной европейской сцене. Но было и отличие – за задником пристраивался помост, с высоты которого кукловоды водили марионеток по сцене с помощью длинных нитей. Нитей у традиционных марионеток было немного. Как правило, нити сочетались с тонким железным прутом, прикрепленным к голове куклы, - на этом пруте висела сама кукла, а с помощью нитей, идущих к ее рукам и ногам, создавались жесты и походка. Еще одна дополнительная нить, идущая к спине, наклоняет куклу, позволяет ей принимать более свободные позы. Для твердости походки в башмачки подкладывали кусочки свинца. Количество нитей стало увеличиваться к концу XIX века и, вероятно, достигло апогея в театре Подрекки, где число их доходило до двадцати. Вместе с увеличением числа нитей перестал применяться металлический прут. И еще одна особенность марионеточного театра (не только итальянского, а вообще европейского) – в спектаклях существовало обязательно разделение на актеров, управляющих куклами, и актеров, говорящих или поющих за них. Эта черта сохраняется и сегодня: современные спектакли идут под запись музыки и актерских голосов.

К концу XIX века слава марионеток начала меркнуть. Она вспыхнула еще раз ярким светом в первой половине XX века благодаря театру «Пиколли ди Подрекка», созданному крупным итальянским музыковедом и страстным любителем кукольного искусства Витторио ди Подрекка. Но после его смерти, хотя марионетки не ушли из жизни итальянцев и выступают по сей день, они ведут скромное, тихое существование. Общаясь в основном с детской аудиторией и не создавая ничего выдающегося.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Шкафчик-алтарь

News image

Переносные алтарные шкафчики были широко распространены в XVI в. Появились они, однако, раньше. Чтобы понять их...

Борис Федорович Звинагародский

News image

Борис Федорович Звинагародский, (1896 - 1982), художник театра кукол, живописец, заслуженный деятель искусств Белоруссии (1956), уч...

РАЕК

News image

Истоки райка восходят к античной культуре. В те далекие времена на невысокой колонне устанавливалась доска (п...

Виды кукол для театра

News image

Самыми распространенными в театральной практике являются верховые куклы, получившие свое название из-за того, что во вр...

Самый известный кукольник двадцатого век

News image

Сергей Образцов считается одним из самых известных кукольников двадцатого века. Помимо этого, он являлся режиссером, ху...

Привет из прошлого

News image

В преддверии всемирного Дня кукольника театр куклы, актера и маски «Арлекин» из г. Омска сделал не...