Куклы и театр - Батлейка - Современная Батлейка

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Игрушки для неразумных детей или Щелкунч

News image

Необычная интерпретация сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик или Мышиный Кор...

Приключения барона Мюнхгаузена (Л. Браус

News image

Главный герой спектакля знаком и любим многим мальчишкам и девчонкам, это самый правдивый человек на...

театр Kathkatha Puppet Art Trust

News image

Екатеринбург. 13 июля ИНЕРФАКС-УРАЛ - Индийский кукольный театр Kathkatha Puppet Art Trust 17 и 18 ию...



Современная Батлейка
Куклы и театр - Батлейка

современная батлейка

Какое Рождество обходилось раньше без батлейки?! Кукольный театр известен в Беларуси приблизительно с ХVI столетия. Однако сегодня мало осталось и батлеек, и самих батлеечников..

Какое Рождество обходилось раньше без батлейки?! Кукольный театр известен в Беларуси приблизительно с ХVI столетия. Однако сегодня мало осталось и батлеек, и самих батлеечников... Иван Кирчук более известен как лидер группы Ethno Trio Troitsa. Но увлечен он не только собирательством фольклора — у него есть собственный музей инструментов и своя батлейка. Правда, так уж сложились обстоятельства: ныне Ивановы и музей, и батлейка находятся в Голландии. Это уже непреложный факт: белорусское в большей мере интересует иностранцев, нежели самих белорусов. Случайно ли почти треть года Кирчук проводит в загранпоездках, выступая и в составе группы Ethno Trio Troitsa, и с батлейкой? Например, три последних года подряд Иван Иванович, единственный из белорусских музыкантов, давал концерты в Боснии и Герцеговине. О «гастролях» повествует его дневник. Об этом же рассказал корреспонденту «БДГ» сам Иван КИРЧУК.

— Сбором материалов о батлейке я занимался давно. Причем у меня была интересная творческая команда. Правда, один из художников — Василий Васильевич Тишков — уже находится в мире ином. Поначалу мы сделали большую батлейку — более трех метров в длину, и куклы ростом в восемьдесят сантиметров. Причем куклы были пошиты очень хорошо. Лица сделаны из дерева. А персонажи самые разные: Царь, Царица, Черт, Смерть, Сатана, воины, естественно, Христос, Дева Мария и другие. Правда, показывали мы батлейку редко, поскольку она была стационарной. По причине больших размеров ее нельзя было вывезти. В начале 90-х нас впервые пригласили «за границу» — в Сочи, но лишь с куклами. Это было благотворительное мероприятие: собирали средства на строительство Храма Христа Спасителя. И вновь — затишье.

Спустя некоторое время я задумал сделать батлейку именно такой, какой она была в древности: в форме церкви, с крестами и куполами, с колокольчиками. Смотрелась она, конечно, шикарно, поскольку вырезал ее народный мастер Анатолий Муравейко. Познакомился я с ним совершенно случайно. Однажды мне рассказали про некоего «уникального резчика», однако отнесся я к рассказам о нем весьма скептически. «Разве можно чем-то еще удивить меня?» — примерно так подумал я тогда. Но оказавшись у него дома, просто обалдел: резной подоконник, даже резной чайный столик! «Кукол я не сделаю, — сказал Анатолий. — А ящик для батлейки рисуй!» Я и нарисовал три яруса: небо, земля и ад. Работа продолжалась больше года. В 94-м я, наконец, увидел свою батлейку.

Кукол вырезал молодечненский мастер, причем предварительно попросил привезти ему книги по фольклору, чтобы там «подсмотреть» народные характеры. Верующий, этот мастер не хотел афишировать свое имя и отказался вырезать кукол черта, смерти и сатаны. Мне пришлось самому их делать. Лица раскрашивал художник Лявон Соколов. А костюмы шили студенты училища искусств. Но параллельно с кукольным театром существовала и другая батлейка: люди переодевались в того же царя Ирода, в черта и разыгрывали аналогичную драму. Поэтому я и заказал в драмтеатре имени Горького комплект «живой» батлейки — восемь масок: черт, смерть, ангел, цыган, цыганка, царь, царица, солдат. Их делал Иван Витько, бутафор этого театра. Еще заказал бутафорскую козу («Дзе каза нагою, там жыто капою», «Дзе каза бывае, там шчасце бывае») и медвежью голову (в Сморгони существовала настоящая Академия, где обучали живых медведей!). Это был серьезный проект, который в принципе оправдал мои надежды. Дело в том, что я хотел устроить представление, будто на колядование на какой-нибудь богатый двор пришел батлеечник с куклами. И в это же время зашли люди в масках, после чего начался импровизированный разговор масок с куклами. Ведь колядные группы в Беларуси нередко объединялись, в особенности на Полесье. Так, бабки рассказывали, что когда колядники проходили через деревни, чего только им ни давали: пироги, колбасы, «гарэлку», сало. В результате уезжала полная подвода — так щедро одаривали колядников. Причем люди даже обижались, если те не заходили!

Уже сделав батлейку, в Национальном центре творчества детей и молодежи вместе с театром фольклора «Дзiва», в котором играли детки в возрасте от 4-х до 14-ти лет, я подготовил несколько программ. В 97-м пришел работать на кафедру этнологии и фольклористики в теперь уже Государственный педагогический университет имени Максима Танка. Правда, никаких званий у меня нет. А по должности я — старший преподаватель. Хотя любопытно, что конверты писем, приходящие из-за границы, подписаны: «доктору (или профессору) Кирчуку». Там не могут себе представить, чтобы у человека, имеющего собственный этнографический музей, кукольный театр и музей инструментов, нет научной степени! Хотя я и учился в аспирантуре, но не защищался, потому как, честно говоря, особо и времени не было. Я собирал и привозил фольклорные материалы, а профессор, изучая их и черкая, говорил: «Не под тем углом рассматриваешь!» Как ученый я, наверное, не то видел. А как практик, готовил программы для радио и телевидения. Но в какой-то момент мне это надоело...

Из дневника

08.07.1998 г. Сараево. По краям дорог — желтые ленты с надписью «MINE!». Рядом ходят спокойные люди. Простреленные насквозь «высотки». Рядом с дырой в окне — занавески. Жизнь продолжается. Жуть... На концерте в огромном зале было человек пятьдесят. Грустно. Не Европа. Кто нас знает?..

09.07.1998 г. Дороги в горах испещрены военными картинками. Мостар — город, разделенный рекой и войной. Тут проходили самые жестокие бои. Когда-то берега соединял каменный мост — ему было 400 лет. Взорвали. До сих пор по берегам реки осталась вражда... К этому не привыкнешь никогда. Тем более, что пять дней назад мы выступали на фестивале в Словении на Адриатическом море. И после тех «пляжных» красок — это?.. Будто попали в другое время.

В 1999 г. голландцы забрали мой музей: рушники, постилки, соломенные короба, глиняные и железные изделия, одежду, много литературы. Остался только один сундук... Теперь батлейка и музей хранятся у коллекционера по прозвищу Шеф. У него самого 25 тысяч музыкальных носителей: винил и CD! Нам дали двухъярусный ангар, в котором мы сделали две сцены — для «Троицы» и для кукольного театра. И в течение десяти дней давали по три представления ежедневно! И все это время пустых мест просто не было. В том же году поехали в тур по Балканам: были в Боснии и Герцеговине, Хорватии, выступали в Венгрии. А на Рождество нас пригласила Германия, где мы выступали в детских домах, церквах и клубах, школах. Уже оттуда поехали в Голландию, на Фестиваль кукольных театров. Причем были единственной командой, соединившей в программе песни и батлейку...

Драма «Царь Ирод» детям не очень интересна. (Основа спектакля — сценки, выстроенные на библейских сюжетах; одна из наиболее популярных драм повествует о том, как царь Ирод, опасаясь за свой трон и разыскивая Христа, убивал младенцев; этот батлеечный спектакль некогда и показывали на Рождество; тексты для батлейки можно найти в фольклорном сборнике Академии наук, причем сохранились записи даже 1820 года!) Дело в том, что эту драму сложно понять — там занято около 15 кукол. Да и диалоги, происходящие между куклами, детям не очень интересны. Зато всегда вызывают неподдельный интерес бытовые сценки с участием, скажем, еврея и еврейки, цыгана и цыганки, казака и знахарки. Причем за всех говорю я один... Поначалу, когда у меня еще был коллектив, мне хотелось, чтобы каждый работал с куклой и непременно произносил какую-то фразу. Работая уже в училище, я решил сделать батлейку для одного себя. Батлеечник ведь традиционно работал один. Хорошо, если с ним был музыкант, игравший на дуде, скрипке или дудке. А на интонациях — мне ведь приходится озвучивать всех без исключения кукол! — уже видна реакция детей. Когда же в конце сценки дед Антон и баба Антониха поют припевки, и вдруг из-за батлейки выходит коза, с детьми даже может случиться истерика. Поскольку только что они видели козу маленькой, а теперь она вдруг большая и будто бы живая! Поэтому мы всегда через переводчика предупреждаем родителей...

В прошлом году мы вновь выступали с кукольным театром в Голландии, на берегу Северного моря. Там проходил фестиваль уличных театров. Всего же за те пять гастрольных туров, которые проехал новый состав «Троицы», мы четыре раза проехали вместе с кукольным театром и один раз работали с музеем. Люди за рубежом любопытны: они много фотографируют, постоянно задают интересные вопросы, причем не бредовые, вроде: «а что вы зарабатываете? ваши планы?» Например, после исполнения некоторых песен они интересовались: «А почему в ваших песенных традициях приняты длинные ноты?» И мы объясняли: песни исполнялись на природе — так эхо с озера летело. Помню одну женщину, которая никогда ничего подобного не видела. И то, что мы показали, стало для нее настоящим откровением. Может быть, стоит работать ради одного такого случая? Ради одного человека?..

Из дневника 05.03.1999 г. В Сараево мне выделили отдельную комнату. В ней мешки, сумки, коробки с батлейкой, куклами и инструментами. Мое! 10.00. Школа. 14.00. Школа. 20.00. Dom Mladih. Сегодня хорошо. Уверенно работал с куклами. Конечно же, у детей интерес к маскам, у взрослых — к инструментам. Вечером в кафе «Tera» открыл арт-галерею: пел и играл тридцать минут. И где? Кругом разбитые мечети, разрушенные церкви и кладбища. Будто после общего людского временного — пару-тройку лет — помешательства. И тут звучали белорусские дудки, жалейки, плакала лира... Перед сном в глазах — все, что видел за день. Уснуть было трудно.

Правда, после последней поездки отошел лишь месяца через два. Потому что сложно. Это же мусульманская земля. И ситуации возникают непростые. Допустим, однажды я выставил свой театр в городе Мостар. Собралось детей пятьсот. И только я открыл батлейку с крестами, как тут же прозвенел звонок, и директор всех разогнал. Позже я узнал, что у креста расстреляли всю семью директора. Сам он сказал: «Я ничего не имею против вашей культуры, но...» После этой истории я попросил переводчика указать в программке, где можно использовать символы христианства, а где мне пришлось все заклеить открытками... Правда, выступать одному очень сложно. Поэтому на последних фестивалях мне помогал один из участников нашего коллектива, Юра Дмитриев, — он танцевал в масках козы и медведя.

В Боснию теперь больше не хочется, потому что там можно увидеть совершенно жуткую картину. Но когда работаешь фестиваль, о войне не задумываешься. Хотя там очень много инвалидов: безруких и безногих. Или надо отыграть концерт для слепых детей. Как ты на это смотришь? Думаешь, легко разыгрывать представление с куклами для детей, которые ничего не видят? На первый ряд садятся те, кто различает силуэты... Это колесо начинает откручиваться уже дома. И понимание ужаса войны приходит лишь дома, в Беларуси, когда однажды включаешь телевизор. Мы же не привыкли... Поэтому и не хочется туда больше.

Из дневника 10.08.2000 г. По дороге — деревни, деревни, городки. Дервента — как Хатынь: заросшие, брошенные, разрушенные дома... Плодоносят сады. Кому?.. Порой невольно возникают глупые ассоциации с Чернобылем: песен и танцев больше не будет. А ведь были!.. Я не умею переживать войну, хотя в детстве насмотрелся фильмов на военную тему. Знаю, что через два-три месяца буду воспринимать этот Дом горя по-другому — когда случайно включу ТВ, когда открою фотоальбом. А пока... прости, Босния. Может, наш фольклор все-таки немного подлечил твои раны?..

— Иван Иванович, а в Минске о твоей батлейке сейчас кто-нибудь вспоминает?

— Только в университете.

Когда увез ее, начали приходить педагоги: «Ой, а когда вы будете батлейку показывать?» Но какой смысл привозить ее сюда? Она три года пролежала в углу. За границей она хоть кого-то интересует... Когда-то я хотел сделать свой клуб: чтобы все расставить, чтобы вещи продолжали жить. Однако... не сложилось.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бобровский Александр Викторович

News image

Родился 20 февраля 1957 года в Гродненской области, г. Лида. Образование высшее. В 1981 году ок...

Кусочек русской истории

News image

В России традиция изготовления кукол очень старинная: еще древние славяне использовали их в своих религиозных об...

Зубарева Ирина Леонидовна

News image

Зубарева Ирина Леонидовна – в театре кукол с 1978 года. Заслуженная артистка Российской Федерации. Основные ро...

МАРИОНЕТКА

News image

Основная стихия театра – движение – викристаллизовалась в чистой форме театра марионеток. Марионетка даёт театральную фо...

Закревская Галина Викторовна

News image

Родилась 08 февраля 1958 года в м-ко Яшунай, Шальчининского района, Литовской ССР. Образование высшее. В 19...

Мистическая сущность кукол

News image

Все-таки, есть в куклах что-то мистическое. Способное напугать. Особенно если кукла сработана вручную хорошим мастером (с...