Куклы и театр - Батлейка - Вертепный театр в Западной Европе

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Кукольный театр Сицилии

News image

Близкая марионеткам по способу управления, но сильно от них отличающаяся в остальном форма была широко ра...

Уникальную коллекцию кукол из необычных

News image

Почему взрослые продолжают играть в куклы? Детское увлечение привело героиню следующего сюжета к созданию уникальной ко...

«Петрушка Великий» соберет гостей в Екат

News image

Театры из восьми стран примут участие в V Международном фестивале театров кукол Петрушка Великий , ...



Вертепный театр в Западной Европе
Куклы и театр - Батлейка

вертепный театр в западной европе

Исследования по истории театра кукол встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида зрелищного искусства, так как театр кукол был прежде всего увеселением для народа. Если даже случалось, что знать проявляла к нему интерес, то интерес этот был кратковременным. И если хроникеры и мемуаристы подчас замечали его, то обыкновенно описывали как курьез, не заботясь ни о сборе полной информации, ни об указании связи этого театра с другими видами искусства. Заметки о театре кукол лишь изредка складывались в логичный ряд размышлений, показывающих взаимосвязь описываемых явлений

Исследования по истории театра кукол встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида зрелищного искусства, так как театр кукол был прежде всего увеселением для народа. Если даже случалось, что знать проявляла к нему интерес, то интерес этот был кратковременным. И если хроникеры и мемуаристы подчас замечали его, то обыкновенно описывали как курьез, не заботясь ни о сборе полной информации, ни об указании связи этого театра с другими видами искусства. Заметки о театре кукол лишь изредка складывались в логичный ряд размышлений, показывающих взаимосвязь описываемых явлений. Только авторы работ XIX в. и нашего времени попытались упорядочить сведения о театре кукол, представляя его историю как процесс развития, связанный с условиями жизни самих кукольников или с изменениями театрального искусства вообще.

Не все загадки истории театра кукол уже выяснены. В частности, мало изучено происхождение представлений, игравшихся в Средней и Западной Европе по случаю праздника Рождества. В Польше их называли шопками, на Украине вертепами, а в Белоруссии батлейками. Они являются еще одной разновидностью рождественской кукольной мистерии.

В Европе рождественские кукольные мистерии были известны начиная с XVI в. На протяжении веков формировались многочисленные разновидности этого жанра, отличающиеся и архитектурой сцены, и способом использования текста. Шопки, вертепы, батлейки были небольшими переносными театрами, имели форму прямоугольного ящика, состоящего из нескольких ярусов-этажей. По крайней мере два из них представляли собой своеобразные сценические окна, что давало возможность показа нескольких мест действия одновременно. Таким образом, это были театрики с пережитками симультанной сцены.

В отличие от Польши, Украины и Белоруссии в Средней и Западной Европе были популярны мистерии стационарные - не переносные. Их показывали на сцене, ведущей свое происхождение от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. И хотя подчас в решении декораций давал о себе знать симультанный принцип представления событий, по сути это была сукцессивная сцена. В некоторых случаях такие театрики переносились с места на место, но это не было правилом, как, например, в шопке или в вертепе.

Сцены, ограниченные рамой-порталом, были у бельгийских кукольных театров. В Льеже сцена имела перспективу и кулисы, на которых было нарисовано несколько мест действия одновременно. В провансальских театриках, по всей вероятности, существовал один задник для всех эпизодов мистерии, но он также был замкнут в сценическую раму.

Если в шопках, вертепах, батлейках использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке (длиной до одного метра), а в провансальских - куклы наполовину механизированные: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, но для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

Постоянное, не переносное место действия имели также чешские и итальянские мистерии. Их строили под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже. Театр последней разновидности имел сходство с так называемыми церковными ясельками, где находились неподвижные мистериальные фигурки. Обычай показа сцены Рождества в храме известен с XVI в. Он получил распространение благодаря деятельности св. Франциска Ассизского и сохранился по сегодняшний день, однако в современных храмах рядом с неподвижными ясельками встречаются и механические. Таким образом, церковные обычаи вновь взаимодействуют с паратеатральной деятельностью. Дело в том, что неподвижные церковные ясельки находились под влиянием оживляемой кукольной мистерии уже с момента возникновения этой мистерии, то есть с XV и XVI вв. Думается, что тогда в неподвижные ясельки впервые был привнесен элемент движения, анимации. Этот факт не имел большого значения для истории развития яселек, которые и до сегодняшнего дня остаются в храме. Иной была судьба оживляемых кукол, выступавших в литургической драме и в мистериях. Им пришлось покинуть храм, так же как и актерам, игравшим живые мистерии . Мистериаль-ный театр, насыщенный светскими элементами, вынужден был в конце концов оставить церковные приделы и искать покровителей и исполнителей вне церкви. Он нашел их среди членов городских цехов и религиозных братств.

Изгнание светских (секуляризованных) литургических представлений из храмов практиковалось настолько широко, что вошло в сознание верующих как непреложное правило на многие столетия. Этим воспользовался польский мемуарист Енджей Китович, прилежный наблюдатель обычаев первой половины XIX в. Открыв светские элементы в тогдашних костельных ясельках, он вывел из них польские шопки, считая их творением XVIII в. Данное мнение было ошибочно в силу различия традиций шопок, вертепов, батлеек, с одной стороны, и традиции неподвижных яселек, с другой. Сегодня для большинства историков театра ясно, что шопка относится к европейской кукольной мистерии и разделяет общую с ней судьбу. Приведенное выше описание архитектуры мистериальных сценок свидетельствует, что решение пространства польской шопки не похоже на ясельки, устанавливаемые в храме. С точки зрения видов сценического пространства можно выделить следующие типы рождественских кукольных мистерий.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рождественский вертеп

News image

Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого пр...

Делаем кукол сами

News image

Для домашнего кукольного театра игрушки можно купить в магазине – по отдельности и целыми наборами дл...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные роли: Гном Соня («Белоснежка и се...

Литвиненок Александра Геннадьевна

News image

Родилась 29 сентября 1985 года в городе Гродно. Образование среднее. В Гродненском областном театре кукол работает с ...

Деревянные люди

News image

В Европе первые куклы появились еще в средневековье. Они были простыми - деревянными, глиняными, тряпичными. Та...

ВЕРТЕП

News image

- традиционное кукольное представление, которое показывают во время Рождественских праздников. Вертеп появился и получил наибольшее ра...