Спектакли
ПетрушкаВпервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий (см. Олеарий ).... |
Кукольные инвестицииПоговорку о том, что взрослого человека отличает от ребенка цена его игрушек, в прямом и пе... |
Куклы-селебрити от Ноэля КрузаИмя Ноэля Круза (Noel Cruz) мир узнал бы в любом случае: уж слишком этот человек лю... |
Петрушки |
Куклы и театр - Удивительные куклы |
Перчаточные куклы имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра — Сказание о богах. Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. «Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса
Перчаточные куклы имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра — Сказание о богах. Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. «Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-»вертепники«ходили по русским деревням. Как и живые актеры, куклы быстро перешли от религиозных тем к житейским. Для этого перчаточные куклы с их грубоватыми, резкими движениями подходили куда лучше утонченных марионеток. В Древнем Риме толпа развлекалась скабрезными шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные гистрионы и скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами рискованные остроты в адрес власть имущих. А в случае чего говорили: «Это ведь не я, а кукла». И их оправдывали — настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла («петушок»). От него пошли французский Полишинель, английский Панч («пинок»), голландский Пиккельхерринг («копченая селедка»). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Петрович Уксусов, наверное, тоже. Пульчинелла — итальянская перчаточная кукла, которая полюбилась зрителям благодаря образу шута. Пульчинелла так понравился итальянцам, что они захотели видеть его на всех карнавалах, народных праздненствах, во всех балаганах. В театре вести куклу Пульчинеллы разрешалось только самым опытным актерам, которые могли весело вести игру, кто был смел и легко придумывал новые шутки. Куклы так быстро прижились в народе, что играть их роли стали даже драматические актеры. В семнадцатом веке из Комедии дель арте вырос замечательный театр, для которого сочиняли пьесы лучшие драматурги Европы. В восемнадцатом веке, когда драматурги перестали подражать ему, Пульчинелла стал еще веселее, а его шуточки носили уже сатирический характер. Итальянцы считают Пульчинеллу своим национальным героем и любят его. Эта кукла и сегодня удобно устраивается на ширме, ведет представление, не очень мягко отзывается о людских недостатках. Французкой куклой такого типа является Полишинель. Французы, увидев выходки Пульчинеллы, решили и себе создать нечто подобное. Они вырезали из дерева голову с крючковатым носом, сделали кукле веселый костюмчик. У Полишинеля были огромные глаза и розовые щеки. Кукла могла выглядеть и веселой, и озорной, и негодующей или сердитой — все зависело от того, как повернуть куклу. В этом был свой секрет, и французы очень тщательно оберегали его. Французы и теперь очень любят вспоминать Полишинеля. Он стал для них очень близким героем. В начале девятнадцатого века у Полишинеля появился собрат. В городе Лионе придумали новую куклу и назвали ее Гиньолем. У Гиньоля появилась целая семья. Гиньоль говорил на том же диалекте, что и жители Лиона, был одет не в абстрактно-карнавальный костюм, а в костюм, какие носили лионцы. Писатели с удовольствием стали писать пьесы для нового, но уже полюбившегося героя. Гиньоля полюбила вся Франция, а через несколько десятилетий он был знаменитым во всем мире. Всякое представление с куклами называется в этой стране «Гиньолем». Впрочем, он и сам никуда не исчез. Каждое воскресенье, если погода хорошая, в двенадцать часов дня в скверике можно увидеть веселую расписную ширму с пестрыми занавесочками. А когда они откроются, услышать звонкий и задорный голос Гиньоля. Немецким представителем такого рода кукол является Касперле, а английским — Панч. «Петрушка — кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.Даль). Шарманка Петрушки известны с XVII в. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX в. предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам, т.к. петрушечники объединились с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя — его называли Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке. Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. «Какой же ты доктор, — кричал Петрушка, — коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Появлялся квартальный. — «Ты зачем убил доктора?» Он отвечал: «Затем, что плохо свою науку знает». После допроса Петрушка бьет дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: — «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку Петрушкина свадьба. Петрушке приводили невесту, он осматривал ее так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравилась, ждать свадьбы он не хотел и начинал упрашивать ее «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. |
Читайте: |
---|