Куклы и театр - Удивительные куклы - Бирманские марионетки – Йокитей

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Конек - Горбунок (П. Ершов )

News image

Ярко и образно пересказали актеры театра историю Иванушки и его верного друга Конька-Горбунка. Всегда поможет и ...

Панч

News image

Как известно, путь из Италии в Англию идет через Францию. Точно так же путь к ан...

Кукольные инвестиции

News image

Поговорку о том, что взрослого человека отличает от ребенка цена его игрушек, в прямом и пе...



Бирманские марионетки – Йокитей
Куклы и театр - Удивительные куклы

бирманские марионетки – йокитей

Больше тысячи лет назад возможно из Китая иили Индии в Бирму пришел театр марионеток. В отличие от стран Европы, где церковь преследовала деревянных человечков как порождения Сатаны, буддисты восприняли марионеток посланниками богов. До прихода в страну буддизма, местные народы были анимистами и поклонялись духам земли Натам, хотя и после обращения в буддизм, нашлось место и старым богам, которые плавно в него вписались.

С 15 по 19 века всё бирманское драматическое искусство было сосредоточенно именно в представлениях многочисленных театров марионеток

Больше тысячи лет назад возможно из Китая иили Индии в Бирму пришел театр марионеток. В отличие от стран Европы, где церковь преследовала деревянных человечков как порождения Сатаны, буддисты восприняли марионеток посланниками богов. До прихода в страну буддизма, местные народы были анимистами и поклонялись духам земли Натам, хотя и после обращения в буддизм, нашлось место и старым богам, которые плавно в него вписались.

С 15 по 19 века всё бирманское драматическое искусство было сосредоточенно именно в представлениях многочисленных театров марионеток. Кукольный театр достиг максимальной популярности. Представлялись сцены из индийских эпосов Рамаяны и Махабхараты, а также 550 буддийских Джатак.

Джатаки это ряд басен и сказок о животных, многие из которых содержат элементы социальной и даже антирелигиозной сатиры, а также волшебных сказок о сиренах, людоедах, фантастических змеях и птицах, о морских путешествиях и т.п.

Управление куклами называлось «высоким искусством», но возможно только из-за того, что кукловодам приходится стоять на возвышении за перилами, спрятанными за занавеской.

Труппа театра кроме кукловодов, имела оркестр и певцов, которые во время представления, сидели за ширмой и озвучивали особо важных героев. Представление могло продолжатся всю ночь.

В древние времена изготовление марионетки было делом не только особого умения и призвания, этим мог заниматься только специально посвященный человек, как правило, это были сами кукловоды. Куклы считались не просто игрушками, им приписывались особые мистические свойства, считалось, что через них с людьми разговаривают боги. Cорт дерева из которого должна была быть сделана фигурка и когда именно ее следовало изготавливать, определялось специально приглашенным астрологом. Только «Король духов» вырезался исключительно из камфорного дерева, а фигуры крестьян из тика. Все куклы обязательно должны иметь первичные половые признаки. Это правило сохранено и до наших дней. Марионетка, произведенная в Бирме, обязательно скрывает под одеждой гениталии, обозначенные хотя бы несколькими движениями резца. В некоторых сценах эти «аксессуары» обыгрываются, для чего мастер изготавливает «полный комплект» тщательно проработанный и немалых размеров,.. чтобы было видно с последних рядов. Всего несколько нитей позволяли кукле ходить и водить руками, но иногда требовались особые движения, кукла начинала хлопать глазами, поднимать брови, высовывать язык, а кисть руки сжималась в кулак. Все это приводило к огромному количеству нитей, уходящих вверх к ловким рукам кукловодов, иногда доходило до 60-ти!

Наряды марионеток в точности копируют одежды своего времени и класса. На крестьянах незамысловатые саронги и лонжи (традиционная мужская юбка), а более высокопоставленные особы одеты, куда с большим шиком. Узоры вышиты с большой тщательностью, используются дорогие ткани, золотая и серебряная нить, на одежду нашиваются многочисленные «драгоценности», рубины, сапфиры и пр. Лица тщательно полируются и раскрашиваются вручную, прически изготавливаются из шелка или натуральных волос. Шлемы и обувь, вырезанные из дерева с особой тщательностью, покрываются сусальным золотом.

Когда кукла приходила в негодность, её не просто выбрасывали, совершалась определенная церемония, очень похожая на похороны, точнее говоря, куклу действительно хоронили, обязательно выполняя все положенные церемонии, поэтому до нашего времени дошло очень немного действительно антикварных кукол. Самая большая коллекция, которых осела в музеях и частных коллекции Британии.

Несмотря на довольно большой репертуар, все театры имели не более 28 кукол, которые исполняли роли всех персонажей. Например Принц, одна из главных фигур в представлении, традиционно главный герой и в других сценах, где требовался благородный юноша. Принцесса в зависимости от того, как у нее были уложены волосы, и какой на нее был надет головной убор, тоже превращалась в героинь различных историй. Мьяук – обезьяна, в сценах из Рамаяны становился королем обезьян Хануманом. Но некоторые лица всегда оставались сами собой. Вот Зауджи - отшельник, чародей, удивительный чудаковатый старик, одетый в красные одежды. Бородатый и усатый, он бродит из сказки в сказку, летает и проходит сквозь землю с помощью волшебного посоха, помогает добрым людям, а злых превращает в животных. Главная его цель - поиски философского камня, а когда ему становится скучно, для собственного развлечения он превращает плоды некоторых деревьев в прекрасных нимф. Свои успехи он завершает невероятным танцем полным акробатических прыжков, полетов, скачков на волшебном посохе. Кукла Зауджи имеет небольшое количество нитей, но сложность его движений невероятна и кукловод управляющий ею по праву считается лучшим.

Представлен весь королевский двор. Король, первый министр, стражники, служанки и даже пажи. Пажи - дети важных персон приближенных ко двору, в их обязанности входило извещать всех о приближении короля, а также разноска любовных писем. Их двое, один умный, а другой глуповатый из-за его ошибок и возникают разные коллизии и путаницы. Парой выступают друг принца и подружка принцессы. Дружок принца - увалень и шутник добавляющий комический элемент в представлениях.

Не обходится и без отрицательных персонажей. Самыми страшными считаются людоед, городской Нан Белу и Тау Белу из джунглей. Одетые в великолепные зеленые костюмы, они сжимают в своих лапах короткие мечи Тан-Лейт (Thanlyet), которые являются одной из пяти регалий бирманского короля. На голове городского Белу возвышается остроконечный золотой шлем украшенный золотом и драгоценными камнями, в отличие от своего лесного собрата в низкой шапке украшенной цветами, он более хитрый и частенько побивает своего диковатого собрата. Иногда мастера кукол, желая подчеркнуть силу чудовища и сделать его еще ужаснее, изготавливают четырех и даже десятируких монстров, причем в каждой руке он держит меч или еще какое ни будь оружие, например булаву или трезубец. В сочетании с кроваво-красными глазами и огромными торчащими клыками они действительно выглядят пугающе. Во время их появления на сцене звучит барабан Ка Рунг (Ka-roung) на фоне которого зловещая музыка нагоняет страх на публику.

Так же в представлениях участвуют животные. Обязательно Белый Конь. Согласно бирманским поверьям, мир был неоднократно разрушен до основания различными стихиями: огнем, ветром, водой, и каждый раз Брахма начинал его создание с созвездия Коня. Поэтому все представления начинаются со сцены подношения даров богам, после чего исполняется танец Белого Коня. Обязательно два Слона, черный для обычного выезда короля и Белый для парадного. В некоторых Джатаках появляются Тигр и Птица.

Многочислен и сонм богов, духов и сказочных существ. Никогда не касающийся ногами земли король духов, в высоком золотом головном уборе и полном королевском наряде. Он спускается с «неба» и возносится туда же. Получеловек полуптица Гаруда, бьется с мифическим змеем Нагом, кстати, именно его жену изображает принцесса в красном тюрбане с распущенными за спиной волосами. Сегодня Гаруда распростер свои крылья на гербе Таиланда. Не обходится и без Ганеша индуистского бога с головой слона и телом человека. Фигура Ганеша, часто полностью покрытая сусальным золотом, считается покровителем дома и богатства, даже в виде марионетки он оказывает благотворное влияние на финансовое положение его владельца. Слоноголовый бог вступает в битву с демонами, и мастера кукол добавляют и ему несколько рук с полным вооружением подчеркивая силу и мощь.

В современной Мьянме, именно так сейчас называется Бирма, искусство кукольного театра приходит в упадок, люди предпочитают смотреть телевизор, а представления марионеток собирают зрителей только из числа туристов. Не спасает даже поддержка правительства. Количество театров стремительно сокращается.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Из любителей – в профессионалы

News image

На рубеже 19 и 20 веков любительский театр кукол приобрел самое широкое распространение. Им стала ин...

XII Международная выставка художественны

News image

С 10 по 20 декабря в Галерее Вахтановъ прошла XII Международная выставка художественных кукол и ми...

Леонов Виталий Николаевич

News image

Родился 03 февраля 1978 года в г. Гродно. Образование высшее. В 20...

Будрик Наталья Николаевна

News image

Родилась 30 августа 1973 года в городе Гродно. Образование высшее. В 2004 году окончила Белорусскую го...

ГИНЬОЛЬ

News image

Это случилось в прославленном французском городе ткачей Лионе. В годы правления Наполеона жил в Лионе за...

Кукла - это не игрушка

News image

Кукла - это не игрушка! Тогда что? Фарфоровые Лайза Минелли и Мадонна гостят в Москве в ...