Спектакли
Разноцветные зверята (М. Пляцковский)В этом ярком и веселом спектакле маленьких зрителей ждут встречи с персонажами сказок М.С. Пляцковского: ос... |
Концерт для Чичикова с оркестромКукольная фантасмагория в двух действиях(по мотивам поэмы Н.В. Гоголя Мёртвые души )... |
КАШТАНКАС. Образцов Ставя Каштанку , мы приняли на себя тяжёлую задачу. В Каштанке мн... |
Куклы у индейцев (секреты шаманов) |
Кукольные театры - Театры Европы |
Когда именно подвижные куклы вошли в жизнь индейских племен, населявших Америку до прихода европейцев, установить невозможно. К приходу европейцев (в XVI веке) и до XX века племена аборигенов использовали кукол в практике шаманов и в религиозных обрядах. Одно из самых ранних упоминаний о них найдено в записках европейского монаха-иезуита, наблюдавшего в 1655 году за знахарем из племени ирокезов. По словам очевидца, колдун вытаскивал из сумки мертвую по виду белку, натирал ее какими-то травами, после чего белка оживала, начинала крутиться вокруг колдуна, то вскакивая в его сумку, то выпрыгивая из нее
Когда именно подвижные куклы вошли в жизнь индейских племен, населявших Америку до прихода европейцев, установить невозможно. К приходу европейцев (в XVI веке) и до XX века племена аборигенов использовали кукол в практике шаманов и в религиозных обрядах. Одно из самых ранних упоминаний о них найдено в записках европейского монаха-иезуита, наблюдавшего в 1655 году за знахарем из племени ирокезов. По словам очевидца, колдун вытаскивал из сумки мертвую по виду белку, натирал ее какими-то травами, после чего белка оживала, начинала крутиться вокруг колдуна, то вскакивая в его сумку, то выпрыгивая из нее. Наблюдатель считает, что белка была кукольная, знахарь приводил ее в движение с помощью ниток, спрятанных в пышном хвосте, что все эти манипуляции должны были убедить зрителей в чудодейственной силе трав колдуна. Известны также случаи вызывания шаманом духа, являвшегося зрителям в виде маленького человечка: он выскакивал из-под земли. Сначала показывалась его голова, потом человечек высовывался до пояса, взмахивал руками и исчезал. Это повторялось несколько раз. Трюк строился на том, что кукла находилась в ящике, а ящик помещали в заранее вырытую и замаскированную ямку. Движение во всех этих шаманских куклах ограничено - они появляются на мгновенье, могут сделать один-два жеста. Действие бессюжетно. Но факт оживления куклы налицо. И это оживление куклы можно расценивать как один из первых шагов к кукольному представлению сегодняшнего дня. Следующий шаг - кукольные сцены с более развитым движением, с небольшим, но вполне законченным сюжетом - обнаруживают религиозные ритуалы племени хопи. С древних времен хопи занимались земледелием, выращивая кукурузу. В этих засушливых районах урожай полностью зависит от дождей, а выпадают они редко, поэтому перед началом весеннего сева хопи совершали многодневную церемонию, цель которой - обеспечить поля влагой. В последнюю ночь в церемонии участвовали куклы. Кукольные фрагменты мартовского религиозного праздника хопи составляют важную часть обрядового действа, а сцена со змеями, возможно, его сердцевину. Куклы воспринимаются как особые, сверхъестественные существа. На это указывают ритуалы, сопровождающие изготовление, хранение кукол, обращение с ними кукловодов, всеобщее почитание. |
Читайте: |
---|