Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон

News image

Создатели вампирской саги выпустили игрушки, изображающие главных героев Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон - актеры, сы...

Нетрадиционный кукольный театр Японии

News image

Самым крупным из новых кукольных театров нетрадиционного направления является «Пук» (La Pupa Klubo), созданный в 19...

Крестный путь The Beatles: кукольный спе

News image

История ливерпульской четверки, рассказанная в куклах и мультиках И пришел человек. И сказал: «Вы будете называться Be...



Секреты шаманов
Кукольные театры - Истоки появления кукольных театров

секреты шаманов

Когда именно подвижные куклы вошли в жизнь индейских племен, населявших Америку до прихода европейцев, установить невозможно. К приходу европейцев (в XVI веке) и до XX века племена аборигенов использовали кукол в практике шаманов и в религиозных обрядах. Одно из самых ранних упоминаний о таких куклах найдено в записках европейского монаха-иезуита, наблюдавшего в 1655 году за знахарем из племени ирокезов. По словам очевидца, колдун вытаскивал из сумки мертвую по виду белку, натирал ее какими-то травами, после чего белка оживала, начинала крутиться вокруг шамана, то вскакивая в его сумку, то выпрыгивая из нее

Когда именно подвижные куклы вошли в жизнь индейских племен, населявших Америку до прихода европейцев, установить невозможно. К приходу европейцев (в XVI веке) и до XX века племена аборигенов использовали кукол в практике шаманов и в религиозных обрядах. Одно из самых ранних упоминаний о таких куклах найдено в записках европейского монаха-иезуита, наблюдавшего в 1655 году за знахарем из племени ирокезов. По словам очевидца, колдун вытаскивал из сумки мертвую по виду белку, натирал ее какими-то травами, после чего белка оживала, начинала крутиться вокруг шамана, то вскакивая в его сумку, то выпрыгивая из нее. Наблюдатель считает, что белка была кукольная, знахарь приводил ее в движение с помощью ниток, спрятанных в пышном хвосте, что все эти манипуляции должны были убедить зрителей в чудодейственной силе трав колдуна.

Некоторый свет на причины, побуждающие знахарей к подобным мистификациям, проливает изучение шаманской практики североамериканского племени нутка. Индейцы нутка верили, что человек, находящийся в пограничном состоянии между жизнью и смертью, т.е. когда он тяжело болен или серьезно ранен, может приобрести сверхъестественную силу, с помощью которой будет способен исцелять людей. Далеко не всякому дано стать обладателем этой волшебной силы. Человек, почувствовавший себя ее обладателем, объявляет об этом своим соплеменникам. Он должен зримо, вещественно продемонстрировать свои способности. Тут-то и прибегали иногда к обману, творили мнимые чудеса. Для доказательства нередко служили куклы, которые как бы по воле шамана оживали. Механизм движения тщательно скрывали, у каждого шамана, прибегавшего к подобного рода мистификациям, были свои профессиональные тайны. И лишь сравнительно недавно, после того как несколько кукол попали в руки американских исследователей, начали открываться их технические секреты. Хранящиеся в музеях куклы свидетельствуют о том, что у многих племен знахари использовали фигурки скелетов, приводимых в движение нитями. У племен цимшиан и квакиютль в шаманские обряды включали деревянных ползающих крабов. Передвигаясь, крабы шевелили клешнями. Внизу у них были вделаны незаметные сверху колесики. Краба ставили на землю и легонько подталкивали, колесики начинали вращаться, издавая звуки, напоминающие шуршание живого краба, ползущего по камням.

Распространенным приемом был танец со змеями. Шаманы племени квакиютль исполняли танец с мифическим змеем, которого называли «Сисиютль». Шаман обращал к змею заклинания. Куклу змея он прятал сначала в рукаве, постепенно вытаскивая ее длинное тело наружу. Затем змей как бы отлетал от него, но он схватывал его и, казалось, заглатывал. После чего шаман начинал корчиться, давиться, как бы пытаясь выплюнуть змея. Наконец он освобождался от Сисиютля. Технику этого «номера» объясняют так: у шамана имелись две одинаковые куклы змеев. Одну он прятал в рукав и потом вытаскивал, заставляя извиваться в своих руках. Вторая кукла управлялась нитями, переброшенными через потолочную балку помещения, где плясал шаман, и спускающимися к стоящим в темных углах помощникам шамана. Эта вторая кукла летала вокруг шамана в воздухе. Подмена одной куклы другой, их появление и исчезновение были хорошо отработаны, заставляя зрителей верить в чудесного змея и особую власть шамана.

Другой вид танца со змеем описан у племени хопи. Танцовщик надевал на лицо маску, а полую куклу-змея на одну руку, как рукав. Чтобы зрители не догадывались, каким образом извивается змей, к плечу шамана привязывалась ложная рука, которая свободно болталась во время танца. Во время танца змей как бы обвивался вокруг головы и тела танцовщика. По одному из толкований, маска шамана изображала бога Солнца. Танец включался в весенний обряд племени, связанный с обеспечением хорошего урожая.

В Музее американских индейцев в Нью-Йорке хранится шаманская кукла племени нутка, у которой раскрываются на груди дверцы. За дверцами нарисована рожица, на внутренних створках – руки. Исследователи полагают, что таким путем показывали духа, обитающего в кукле. Движения всех этих шаманских кукол ограничены – они появляются на мгновенье, могут сделать один-два жеста. Сравнивая кукол американских аборигенов с европейскими, нетрудно увидеть принципиальные различия между ними. Несмотря на большие достижения в технике, эти куклы еще не стали «актерами»; их «выступления» не оформились в отдельные представления, еще не стали развлечением, как это произошло в европейском кукольном театре. Куклы американских аборигенов постоянно и неразрывно связаны с потусторонними силами, они воспринимаются как сверхъестественные существа, от которых зависят жизнь и благополучие человека.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менько Юрий Юльянович

News image

Родился 23 августа 1962 года в Гродненской области, Берестовицком районе, д.Семеновка. Образование высшее. В 1985 го...

Вертепный театр в народной культуре

News image

В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Си...

«Петрушка» во Франции

News image

Во Франции до прихода кукольных представлений из Италии в основном истоки кукольных театров шли из ...

Пишем сценарий

News image

Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть ваш сп...

ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ

News image

Изобретен монахом Ордена иезуитов Афанасием Кирхером в начале XVII века. Это проекционный аппарат с масляной ла...

Увлеченные люди

News image

В Картинной галерее Набережных Челнов начала работу выставка кукол, сделанных руками одного мастера - художницы Ек...


Warning: fopen(/var/www/p11206/data/www/puppeteer.info/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11206/data/www/puppeteer.info/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108