Истоки появления кукольных театров - Русский вертепный театр в традиционной культуре

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Возрождение театра кукол в кругах интелл

News image

Американский традиционный театр кукол отмирал в силу стечения разных обстоятельств, но самый разрушительный удар нанес ем...

Музей кукол в Париже

News image

Музей кукол располагает коллекцией кукол и «младенцев» ручной работы французского производства из фарфора с 1860 по...

«Жил такой медвежонок» Спектакль для род

News image

Чудесная английская семья, состоящая из мамы, папы, бабушки, тётушки и дядюшки показывают спектакль для своего лю...



Русский вертепный театр в традиционной культуре
Кукольные театры - Истоки появления кукольных театров

русский вертепный театр в традиционной культуре

В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Сибири ходили с Вертепом. Деревенские дети в бумажных коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках - это персидские цари , пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями — это рождественский кукольный театр или вертеп. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением

В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Сибири ходили с Вертепом. Деревенские дети в бумажных коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках - это персидские цари , пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями — это рождественский кукольный театр или вертеп. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула, и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе! Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавесы, кукла, изображающая Ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядами, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню. Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода. После духовного действа драмы нередко показывались комические сцены светского содержания2 под аккомпанемент крестьянского инструментального ансамбля, типа троистой музыки (скрипка, бубен, сопилка, барабан, бандура) . Ансамбль исполнял как народную танцевальную музыку (Левониху, Комаринского, Гопачок), так и сопровождение к песням, взятым из лубочных изданий.

Время хождения с вертепом различалось в зависимости от местности. Например, в Витебской и Могилевской губерниях представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года. В Минске кукольную пьесу смотрели с Рождества до Сретения (25 декабря/7 января — 2/15 февраля). В Псковских деревнях христославление вертепщиков могло продолжаться все Святки, т.е. с Рождества до Крещения Господня (до 6/19 января) , а в Купянском уезде Харьковской губернии вплоть до Великого поста .

Деревенские представления были тесно связаны с народной рождественской ритуальностью и поэтому редко показывались в несвяточное время. Но городские вертепщики-профессионалы могли выступать на ярмарках в любой календарный период. Так, в г. Батурине на Украине хозяин вертепа демонстрировал светскую часть драмы офицерам во время летних лагерных сборов .

Слово вертеп происходит от старославянского вертепъ — пещера . Именно это название используется в православной церковной поэзии для обозначения места рождения Спасителя: Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит... (кондак праздника). Некоторые исследователи отдают предпочтение народной этимологии, связывая слово вертеп с глаголом вертеть . Рождественские кукольные театры часто украшались вертящимися хороводами плоских фигур или звездами, что и могло дать основание для возникновения подобной этимологии.

В украинском Закарпатье прижилось слово бетлегем (от Вифлеем). Белорусская кукольная драма усвоила наименования бетлейка или батлейка (от Бетлеем — Вифлеем). В областях Белоруссии, граничащих с Польшей, принято название шопка (от польского szopka — сеновал).

Вертеп в узком смысле этого слова — народное рождественское представление, разыгрываемое в специальном ящике при помощи стержневых кукол, сопровождаемое пением и диалогами. В широком смысле вертепным представлением может быть названо любое святочное действие об избиении младенцев или Рождестве, исполняемое как куклами, так и людьми. Вертепное действо обязательно должно сопровождаться пением различных религиозных кантов, что отличает его от светской народной драмы живых актеров, которая также могла показываться на Рождество (о русской народной драме). В широком понимании вертеп является частью колядного комплекса народных Святок и почти всегда неразрывно связан с разными формами колядования: хождением ряженых со звездой (в виде разноцветного фонаря на шесте) или яслями с Младенцем; чтением школьниками рождественских стихотворений рацей или ритмизованных диалогов катехизирующего характера, пением духовных стихов с целью получения вознаграждения и др.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ВЕРТЕП

News image

- традиционное кукольное представление, которое показывают во время Рождественских праздников. Вертеп появился и получил наибольшее ра...

Литвиненок Александра Геннадьевна

News image

Родилась 29 сентября 1985 года в городе Гродно. Образование среднее. В Гродненском областном театре кукол работает с ...

Рождественский вертеп

News image

Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого пр...

Долина кукол во Владивостоке

News image

Во Владивостоке проходит VI биеннале визуальных искусств. В ее рамках в городе открылось сразу две вы...

ГАНСВУРСТ

News image

Если перевести это имя с немецкого, то получится Иван Колбаса . Гансвурст - один из...

Дело для души

News image

Тем, кто не увлечен куклами, аббревиатура ООАК не скажет абсолютно ничего, для любителей же кукол он...