Истоки появления кукольных театров - Мир кукольного театра

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

КАСПЕРЛЕ

News image

Главный герой немецкой уличной комедии, прямой потомок Гансвурста. Если отцом Гансвурста считается Иозеф Ст...

«Петрушка Великий» соберет гостей в Екат

News image

Театры из восьми стран примут участие в V Международном фестивале театров кукол Петрушка Великий , ...

Приключения барона Мюнхгаузена (Л. Браус

News image

Главный герой спектакля знаком и любим многим мальчишкам и девчонкам, это самый правдивый человек на...



Мир кукольного театра
Кукольные театры - Истоки появления кукольных театров

мир кукольного театра

Жизнь куклы исчисляется тысячелетиями. И берет она свое начало от ритуальной куклы – идола, служившей посредником между миром духов и людей. Подобное отношение к куклам свойственно самым разным народам. В Японии существовал ритуал: бумажных кукол бросали в реку, чтобы избавить людей от несчастий и принести богатый урожай

Жизнь куклы исчисляется тысячелетиями. И берет она свое начало от ритуальной куклы – идола, служившей посредником между миром духов и людей. Подобное отношение к куклам свойственно самым разным народам. В Японии существовал ритуал: бумажных кукол бросали в реку, чтобы избавить людей от несчастий и принести богатый урожай. А славян от болезней и несчастий защищали 12 куколок – оберегов.

Прошло время, и кукла утратила свою магическую силу: погремушка, которой шаман отгонял злых духов, превратилась в забаву для малыша, конь – знак солнца – в глиняную свистульку, а богиня плодородия Венера – в расписную мамку с младенцами на руках. Являясь прообразом и копией человеческой жизни, игра с куклой оказывала целительное воздействие, порождая “ радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром” (Ф. Фребель). Общение с куклой претерпевало различные метаморфозы. Так и появился удивительный мир по имени “кукольный театр”.

Первое упоминание о кукольном искусстве относится к IV веку до нашей эры. Оно связано с религиозными празднествами. В Египте куклами разыгрывались мифы о гибели и воскрешении бога плодородия Осириса. На Руси куклы – божества – Коляда, Купала, Морена, масленица – были участниками праздников, связанных со сменой времен года. Яванский теневой театр кукол возник из существовавшего на острове обычая вызывать умерших предков. В Древней Греции куклы представляли собой огромные фигуры, которые назывались “автоматами” и “оживлялись” только в самые торжественные моменты религиозного действа. В Греции и возникло театральное искусство, которое принято “ вифлиемским ящиком”. Артисты - кукольники бродили по дорогам, показывая истории о рождении Иисуса Христа и жизни царя Ирода. Кукольные представления были любимы во всех странах, но в каждой действовал свой народный герой; в Италии – Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Испании – дон Кристобаль, в германии – Касперле, в Англии – Панч, в Турции – Карагёз.

Шумные, озорные, резкие, порой жестокие – все они забавляли народ, а своей непочтительностью к властям, чертям и самой Смерти вселяли в зрителей оптимизм. Суть сценок была неизменна, но постоянно пополнялась деталями в духе времени и традиций.

Народный театр имел успех, и кукольники - профессионалы стали приглашаться со своими героями в аристократические гостиные. К началу XIX века кукольный театр постепенно входит в домашнюю жизнь европейской городской семьи. Домашние кукольные спектакли возникли и в России. А к середине XIX века кукольный театр уже рассматривался не только как развлечение, но и как действенное педагогическое средство, развивающее духовное и творческое начало. ХХ век породил бесчисленное множество кукольных театров. В их распоряжении были самые разные сюжеты и системы кукол. Постепенно появляются и специальные театры для детей. Один из первых организовался в России сразу после революции в Загорске, в музее Игрушки. А в 1931 г. Открылся московский театр, художественным руководителем которого стал С.В. Образцов. С его приходом кукольный театр приобрел новую жизнь: его герои стали друзьями малыша, учили думать и сравнивать, чувствовать и переживать….

Конечно, кукольный театр – это игра вымысла и реальности, слов и света, красок и звуков – всего того, что и есть, по сути, творчество.

Кукольный театр, - как ни один другой! – возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он вновь и вновь учит нас быть честными и добрыми, устремленными и трудолюбивыми, способными по-настоящему оценить и полюбить истинное богатство родного слова.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Леонов Виталий Николаевич

News image

Родился 03 февраля 1978 года в г. Гродно. Образование высшее. В 20...

Сбережение кукол

News image

Сбережение кукольной коллекции требует со стороны ее владельца определенных усилий. Они заключаются не только в со...

Распределения мотивов в народной традици

News image

ЗАПАДНО-БЕЛОРУССКАЯ ТРАДИЦИЯ Ангелы поздравляют с Рождеством Звучит колядка Ангел пастырям молвил, что Христос народил Сц...

Club Doll / Fan Doll / клубная кукла

News image

Клубная кукла - это специальное издание для членов официального клуба какого-либо кукольного бренда или периодического из...

Матвеева Екатерина Викторовна

News image

Матвеева Екатерина Викторовна –  в театре кукол с 1995 года. Артист-кукловод. Основные роли последних лет: Гн...

РАЕК

News image

Истоки райка восходят к античной культуре. В те далекие времена на невысокой колонне устанавливалась доска (п...