Истоки появления кукольных театров - Петербург и Сицилия: Фестиваль марионеток

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Мубарака

News image

Традиционный герой иранского уличного театра кукол. В отличие от петрушечной куклы Кечель пехлеван, Мубарака - пр...

Всё кувырком!

News image

Наивная комедия в 2-х действиях (перевод с английского Н. Шеришевской). Стоит открыть волшебную дв...

Возрождение театра кукол в кругах интелл

News image

Американский традиционный театр кукол отмирал в силу стечения разных обстоятельств, но самый разрушительный удар нанес ем...



Петербург и Сицилия: Фестиваль марионеток
Кукольные театры - Истоки появления кукольных театров

петербург и сицилия: фестиваль марионеток

В декабре уходящего года петербургский театр «Кукольный формат» закрыл своей постановкой «Преступление и наказание» 32-й международный фестиваль кукольных театров, проходивший на Сицилии. И если приглашение принять участие в «Фестивале Моргана» — форуме азиатских театров – удивило питерцев, то аудитория была не менее удивлена тем, что формат кукольного театра, как оказалось, распространяется и на классические произведения.

История кукольного театра на Сицилии уходит корнями в глубокое прошлое. Кукольные постановки появились тогда, когда большинство жителей острова не умели ни читать, ни писать, и такого рода представления были одной из форм устного творчества

В декабре уходящего года петербургский театр «Кукольный формат» закрыл своей постановкой «Преступление и наказание» 32-й международный фестиваль кукольных театров, проходивший на Сицилии. И если приглашение принять участие в «Фестивале Моргана» — форуме азиатских театров – удивило питерцев, то аудитория была не менее удивлена тем, что формат кукольного театра, как оказалось, распространяется и на классические произведения.

История кукольного театра на Сицилии уходит корнями в глубокое прошлое. Кукольные постановки появились тогда, когда большинство жителей острова не умели ни читать, ни писать, и такого рода представления были одной из форм устного творчества. Кукольники кочевали из города в город, с площади на площадь и рассказывали жителям истории из жизни храбрых рыцарей.

С рыцарями Сицилия познакомилась во времена французского правления на острове, которым помимо галлов управляли в свое время и греки, и арабы, и норманны, и испанцы, да и собственно традиция кукольного театра была позаимствована у французов. Тем не менее, столетия спустя истории французских паладинов именно в южно-итальянской интерпретации были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ремесло кукольников – как и многие другие виды деятельности в Италии – сконцентрировано в руках отдельных семей, которые веками занимаются изготовлением кукол и постановкой спектаклей. Основных кукольных центров всего четыре: два расположены на Аппенинском полуострове – Неаполь и Калабрия, и еще два расположены на Сицилии – Палермо и Катания. Так, например, в Палермо основной семьей является семья Кутиккьо, в Катании – семья Манкузо.

Эти семейные театры показывают те же самые истории, что показывали их предки во времена Средневековья – про приключения Ланселота, про Тристана и Изольду, про похищение Анжелики маврами, про Орландо и Роландо, про рыцарей круглого стола и Святой Грааль. Как правило, история повествует о серии этапов, через которые надо пройти рыцарю, чтобы добиться желаемой цели: битва с монстрами, схватка с маврами, участие в войне, потеря разума, и так далее. Рассказ ведется в определенной манере под названием «кунто», напоминающей ритмичное декламирование под неслышимую музыку.

Так что кукольный театр на Сицилии — это образец местного канонического искусства, где зрители привыкли к определенным поворотам сюжета, определенным персонажам и определенному смыслу, заложенному в постановке. С этой точки зрения, выход за географические рамки юга Италии, на который пошел Международный музей марионеток имени Антонио Паскуалино, организовав «Фестиваль Морганы», стал предприятием рискованным, но был однозначно одобрен образованной сицилийской публикой.

Япония, Камбоджа, Индия, театр теней, марионетки – программа двухмесячного фестиваля была более чем насыщенной. Но безусловным событием стало его закрытие, для которого организаторами был приглашен питерский коллектив «Кукольный формат». Этот небольшой театр, не имеющий на настоящий момент своего помещения и создающий свои «жемчужины» в обычной квартире, привез ни больше, ни меньше, а интерпретацию мирового классического произведения – спектакль «Преступление и наказание».

Театр «Кукольный формат» является своего рода персонажем сицилийского кукольного театра – ему, как и паладинам, приходится постоянно бороться и брать все новые и новые барьеры. Кочуя между репетиционной квартирой, музеем Достоевского и Малым театром Льва Додина, приютившим постановки «Кукольного формата», творческий коллектив борется с визовыми препонами – двум артистам консульство Италии не хотело выдавать визы – и получает «Золотые маски», которых в арсенале театра уже четыре, что совсем не плохо для пятилетнего существования. Их последнее произведение – «Преступление и наказание» — вызвало самые разные реакции у российской публики. Были и довольные, были и разгневанные, но равнодушным не остался никто. Показ спектакля за границей стал еще одним важным этапом в жизни этого спектакля и театра в целом.

«Преступление и наказание» предваряла лекция заместителя директора музея Ф.М. Достоевского Бориса Тихомирова – славная традиция, являющаяся отличительной чертой данного фестиваля – на которой он рассказывал итальянцам о Петербурге Достоевского, так хорошо знакомого всем тем, кто когда-то жил или просто бывал в северной столице. Соотношение выдуманного и реального, города и его жителей, идеи и материи были представлены итальянской публике вместе с фотографиями ключевых мест романа, сделанных американским фотографом Чарльзом Эбботом.

«Преступление и наказание» шел в Палермо три дня. Публика была самой разной – от любителей кукольного театра до русофилов и студентов русского языка и литературы, приехавших из соседних городов специально, чтобы посмотреть эту постановку. Как потом говорили многие из них, такая форма рассказа снимает страх у итальянцев, многие из которых боятся не то что читать, но и даже идти на театральную постановку российской классики. Постановка «Кукольного формата», действительно, снимает это напряжение – в спектакле, который длится чуть больше часа, нет детального воспроизведения «Преступления и наказания», которым порадовала любителей Достоевского недавняя экранизация романа на канале «Россия», но в нем сохранена самая главная история – история самого отвратительного негодяя мировой литературы Родиона Раскольникова. У зрителей, среди которых были как взрослые, так и дети, была возможность увидеть историю развития знаменитой болезни величия, и параллели с современными днями возникали сами собой.

Так, говоря о Роде, директор театра «Кукольный формат» Елизавета Богословская сравнивает его с современными террористами, которые так же как и он создали теорию, позволяющую убивать людей во имя «благой цели» и пропагандирующую иную, сверхчеловеческую мораль, и которые так же до самого конца поклоняются своей идее и не демонстрируют никакого покаяния. Эта актуальность витала в воздухе во время первого же показа, который был встречен криками «Брависсимо!», и актеров пять раз вызывали на поклон.

Пусть зрители, скорее всего, не смогли оценить вставок из «Пиковой дамы» и произведений Даниила Хармса, которые появились в постановке благодаря магическим параллелям, существующим в питерской литературе, когда одна и та же фраза, пусть даже самая простая, неожиданно появляется в произведениях разных авторов и разных эпох этого пастельно-бледного города. И, возможно, восприятие было не таким простым из-за необходимости читать субтитры и смотреть на сцену, и слушать итальянский голос поверх русского. Но их, безусловно, задела эта по-прежнему актуальная история маленького Наполеона, рассказанная волшебными, живыми куклами, созданными режиссером спектакля Анной Викторовой. Доказать, что куклам подвластны не только кукольные истории, стало главной миссией театра «Кукольный формат» на Сицилии, с которой актеры справились великолепно. И, возможно, скоро на сцене палермского театра кукол зрители смогут увидеть не только паладинов и несуществующих монстров, но и героев произведений Данте Алигьери, Луиджи Пиранделло и Дарио Фо.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сделаем куклу сами

News image

Слово «папье-маше» переводится с французского как «жеваная бумага». С помощью этой несложной и интересной техники ра...

Леонов Виталий Николаевич

News image

Родился 03 февраля 1978 года в г. Гродно. Образование высшее. В 20...

КАРАГЁЗ

News image

- в переводе - черный глаз - герой турецкого театра теней (см. Те...

Белкин Сергей Львович

News image

Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ. Любой спектакль в постановке Сергея Белкина – настоящее фе...

Павловская Людмила Васильевна

News image

Родилась 15 марта 1956 года в г. Донецке. Образование высшее. В 1983 году окончила Белорусский те...

СПЕЙБЛ И ГУРВИНЕК

News image

Популярные герои чешского театра кукол, созданные великим чешским кукольником Йозефом Скупой. Первым появился на свет Сп...