Истоки появления кукольных театров - О происхождении рождественской кукольной мистерии

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Злой Петрушка и глотатели пищиков

News image

Необычное мероприятие провели на минувшей неделе в рамках юбилейных торжеств и Царскосельского карнавала. В день 30...

Коллекции кукол. Галерея Вахтанговъ

News image

Галерея Вахтанговъ – это не только выставочный зал, который является эпицентром событий в кукольном мире, но...

Сказка о попе и работнике его Балде (А.

News image

И взрослые, и дети прекрасно знают сказку о том, как поп на базаре нанял работника. Ба...



О происхождении рождественской кукольной мистерии
Кукольные театры - Истоки появления кукольных театров

о происхождении рождественской кукольной мистерии

Исследования истории театра кукол встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида зрелищного искусства, так как театр кукол был, прежде всего, увеселением для народа. Если даже и случалось, что знать проявляла к нему интерес, то интерес этот был кратковременным. И если хроникёры и мемуаристы подчас замечали его, то обыкновенно описывали, как курьёз, не заботясь ни о сборе полной информации, ни об указании связи этого театра с другими видами искусства.

Заметки о театре кукол лишь изредка складывались в логичный ряд размышлений, показывающих взаимосвязь описываемых явлений

Исследования истории театра кукол встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида зрелищного искусства, так как театр кукол был, прежде всего, увеселением для народа. Если даже и случалось, что знать проявляла к нему интерес, то интерес этот был кратковременным. И если хроникёры и мемуаристы подчас замечали его, то обыкновенно описывали, как курьёз, не заботясь ни о сборе полной информации, ни об указании связи этого театра с другими видами искусства.

Заметки о театре кукол лишь изредка складывались в логичный ряд размышлений, показывающих взаимосвязь описываемых явлений. Только авторы работ Х1Х века и нашего времени попытались упорядочить сведения о театре кукол, представляя его историю как процесс развития, связанный с условиями жизни самих кукольников или с изменениями театрального искусства вообще. Не все загадки истории театра кукол уже выяснены. К ним относится также генезис представлений, игравшихся в средней и западной Европе по случаю праздника Рождества. В Польше их называли шопками , на Украине вертепами , а в Белоруссии батлейками . Они являются ещё одной разновидностью Рождественской кукольной мистерии.

Рождественские кукольные мистерии были известны в Европе начиная с ХУ1 века. На протяжении веков формировались её многочисленные разновидности, это касалось и архитектуры сцены, и способа использования текста.

Шопки, вертепы, батлейки были небольшими переносными театрами, имели форму прямоугольного ящика, состоящего из нескольких ярусов (этажей), из которых, по крайней мере, два представляли собой своеобразные сценические окна.  Естественно это давало возможность для экспозиции нескольких мест действия одновременно. Таким образом, это были театрики с пережитками симультанной сцены.

В средней и западной Европе были популярны мистерии стационарные - не переносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. И хотя подчас в решении декораций давал о себе знать симультанный принцип представления событий (принцип едино-фронтальной установки декорации - прим.переводчика), по сути это были сексесивные (от англ. successieve - прим. перевод.) сцены (с последовательной сменой мест действия - прим.переводчика). В некоторых случаях такие сцены переносились с места на место, но это не было правилом, как, например, в шопке или в вертепе .

Сцены, ограниченные сценической рамой, имели бельгийские театры. В Льеже это была сцена с перспективой и кулисами, хотя на них было нарисовано несколько мест действия одновременно. В провансальских шопках, по всей вероятности, существовал один задник для всех сцен мистерии, но он также был замкнут в сценическую раму.

Если в шопках, вертепах, батлейках использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке (длинной до одного метра), а в провансальских шопках куклы наполовину механизированные. (Каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, но для движения в пространстве была необходима помощь аниматора).

Постоянное, не переносное место действия имели также чешские и итальянские мистерии. Их строили под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причём куклы могли действовать на каждом этаже

Из трёх вышеупомянутых сценок кукольных мистерий, эта последняя, имела сходство с, так называемыми, церковными ясельками, где находились неподвижные мистериальные фигурки. Обычай показа сцены Рождества в храме известен с 1У века. Он получил распространение благодаря деятельности св. Франциска Ассизского и сохранился по сегодняшний день. Однако в современных храмах рядом с неподвижными ясельками встречаются и механические. Таким образом, костёльный обычай вновь встречается с паратеатральной деятельностью.

Пишем вновь , потому что неподвижные церковные ясельки находились под влиянием оживляемой кукольной мистерии уже с момента возникновения этой мистерии, т.е. с ХУ и ХУ1 веков. Думается, что тогда в неподвижные ясельки впервые был привнесён элемент движения, анимации. Этот факт не имел большого влияния на историю развития яселек, которые и до сегодняшнего дня остаются в храме. Другой была судьба оживляемых кукол, выступавших в литургической драме и в мистериях. Они должны были покинуть храм также, как и актёры, игравшие живые мистерии . Мистериальный театр, как известно, насыщенный светскими элементами, вынужден был, в конце концов, оставить церковные приделы и искать опекунов и исполнителей вне церкви. Он нашёл их среди членов городских цехов и членов религиозных братств.

Изгнание светских (секуляризованных) литургических представлений из храмов практиковалось настолько повсеместно, что вошло в сознание верных, как непреложное правило, на многие столетия. Этим воспользовался польский мемуарист Енджей Китович, прилежный наблюдатель обычаев первой половины Х1Х века. Открыв светские элементы в тогдашних костёльных ясельках, он вывел из них польские шопки, считая их творением ХУ111 века.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторские куклы

News image

В настоящее время производство кукол достигла невероятного размаха. А поскольку количество всегда порождает новое качество, то...

Куклы путешествуют

News image

С 20 февраля в Минске, в Литературном музее Максима Богдановича поселились «Дикие цветы весны». Так на...

Fashion Doll / модная кукла / фэшн-кукла

News image

Fashion doll, фэшн-кукла - кукла с лицом и телом взрослой женщины (существенно реже - муж...

ТЕНЕВЫЕ ФИГУРЫ

News image

Это не мафиози, не гангстеры и не жулики. Это плоские фигурки, с помощью которых показывают пр...

Делаем сцену и декорации

News image

Для самого простого спектакля, где нет особых декораций, можно просто натянуть поперек комнаты веревку, повесить на...

Текстильная кукла

News image

Ольга Рубцова пятнадцать лет проработала в школе, не помышляя о том, чтобы сменить ремесло. Когда по...


Warning: fopen(/var/www/p11206/data/www/puppeteer.info/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11206/data/www/puppeteer.info/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108