Спектакли
Игрушки для неразумных детей или ЩелкунчНеобычная интерпретация сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик или Мышиный Кор... |
ПетрушкаВпервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий (см. Олеарий ).... |
АрлекинАрлекин (итал. Arlecchino, фр. Arlequin) — персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная ма... |
ВРЕМЯ КУКОЛ №4. Прогулка по выставке |
Куклы и театр - Удивительные куклы |
Незадолго до того, как мир начал отмечать любимые зимние праздники, в Санкт-Петербурге в четвертый раз состоялась Международная выставка кукол и медведей Тедди ВРЕМЯ КУКОЛ. С 17 по 20 декабря 2009 года у нас была возможность погрузиться в зимнюю сказку, атмосферу которой создали своими работами замечательные российские и зарубежные художники-кукольники и теддисты. Более ста участников и объединений собрались здесь, чтобы пообщаться, показаться людям и помочь своим маленьким подопечным найти новые дома. Начинающие талантливые мастера и настоящие звезды кукольного мира, амбициозные проекты и уютные камерные экспозиции — всех не перечислить: ВРЕМЯ КУКОЛ с каждым разом приобретает все большую известность
Незадолго до того, как мир начал отмечать любимые зимние праздники, в Санкт-Петербурге в четвертый раз состоялась Международная выставка кукол и медведей Тедди ВРЕМЯ КУКОЛ. С 17 по 20 декабря 2009 года у нас была возможность погрузиться в зимнюю сказку, атмосферу которой создали своими работами замечательные российские и зарубежные художники-кукольники и теддисты. Более ста участников и объединений собрались здесь, чтобы пообщаться, показаться людям и помочь своим маленьким подопечным найти новые дома. Начинающие талантливые мастера и настоящие звезды кукольного мира, амбициозные проекты и уютные камерные экспозиции — всех не перечислить: ВРЕМЯ КУКОЛ с каждым разом приобретает все большую известность. Причем организаторы продолжают раздвигать тематические рамки: уже привычной радостью для зрителей становятся профессионально сделанные куклы-репликанты, согревающие душу и пробуждающие теплую память о детстве подборки винтажных кукол, изящная кукольная миниатюра, азиатские шарнирные куклы BJD, и теперь официально заявленные в рамках этой выставки fashion dolls, которые на ВРЕМЕНИ КУКОЛ №4, однако, обосновались лишь в фоторазделе Каталога (мы были рады знакомым лицам кукол Tonner и Sybarite SD, а также нарядным BJD, которые составили им компанию). Давайте пройдем по веренице праздничных залов Выставочного центра Союза Художников и оглядимся... В Большом зале гостей выставки встречала роскошная красавица «Белый Сад» Александры Кукиновой, приехавшая из Москвы в Петербург в статусе V.I.D. - Very Important Doll. Большие куклы Александры, к сожалению, редко появляются в Северной столице, и тем радостнее было видеть здесь нарядную фарфоровую леди в облаке жатого газа, словно сошедшую со страниц поэтического альманаха Серебряного века. Завсегдатаев кукольных Интернет-сообществ приятно удивило то, что на ВРЕМЕНИ КУКОЛ №4 дебютировала Оксана Бикинина из далекого Благовещенска-на-Амуре. Ее стенд в Большом зале сразу привлекал внимание стильным оформлением и большими профессиональными фотографиями, на которых оживали даже статичные куклы. Самих кукол можно было разглядеть, только подойдя поближе. Мы не раз слышали у стенда Оксаны удивленные восклицания: «Надо же, а мы думали, Ваши куклы гораздо больше!» - куклы Оксаны Бикининой оказались изящными крошками, в образах которых слились азиатская эстетика (без уклона в аниме, что редкость) и истинно греческое любование человеческим телом. Оксана создает и статичных, и шарнирных кукол по технологиям ABJD, причем шарнирные куклы даже меньше статичных! Куклы BJD — удивительное явление в современной кукольной культуре. С одной стороны, это дорогие коллекционные куклы, чаще всего делающиеся под заказ, а с другой стороны, просто назвать их «коллекционными куклами» было бы ошибкой. Над одеванием этих кукол трудятся целые ателье и частные портные по всему миру, но модники и модницы BJD не являются fashion-куклами. Жанр BJD на ВРЕМЕНИ КУКОЛ №4 представил Московский художественно-промышленный институт (МХПИ), представители которого уже во второй раз показывают Петербург своим шарнирным супермоделям. Башня Времени — проект МХПИ «Алиса и Безумный Шляпник» - высилась в центре Большого зала, а в ее асимметричных окнах сидели нарядные герои бессмертной «Алисы в стране чудес». Именно этот проект получил специальную награду DollPlanet.ru «DOLL FASHION. Выбор DollPlanet.ru», на которую номинировались фабричные и мануфактурные куклы, главное «послание» которых заключено в их костюмах. С Башней Времени соседствовал еще один BJD-проект петербургского поклонника шарнирных кукол, известного среди коллекционеров как Харусима. Танако Мэй, Черноволосая миловидная обитательница его румбокса «Прага. Кафе Таро» - вампир, забирающий жизни тех, кому ее карты нагадали смерть. Персональные мини-выставки — добрая традиция ВРЕМЕНИ КУКОЛ. На зимней выставке-2009 организаторы представили впечатляющую экспозицию Ирины Дейнеко, санкт-петербургского художника-кукольника и преподавателя. В конце 2000-х Ирину и ее воздушных кукол можно было увидеть буквально на всех крупных выставках кукол в России. Любовь к всевозможным «сеткам» и пышным юбкам, облакоподобным прическам, бисеру, тонированному кружеву и пастельной цветовой гамме делает кукол Ирины Дейнеко одними из самых узнаваемых российских авторских кукол. Мечтательные девушки с огромными глазами и трогательно-тонкими пальцами смотрели на гостей ВРЕМЕНИ КУКОЛ №4 из-под полуприкрытых век и восхищали своей хрупкостью. В Большом Зале расположились два исключительно эксцентричных проекта. Антропоморфные существа Олега Некрасова сделаны в буквальном смысле из подручных материалов, а руки, ноги и лапки из столовых приборов стали фирменной чертой этих скульптур. Металлический блеск деталей кукол-роботов смягчали живописные полотна Олега и его обаятельные небольшие стихотворения. В то время как работы Олега Некрасова уже знакомы постоянным посетителям международных выставок кукол, Анна Кормилицина участвует в большой выставке впервые. Ее куклы — олицетворение любимой фразы тех, кто считает кукол лишь детской забавой: «Я бы такую куклу ребенку не дала!». Этих виртуозно проработанных кукол детям лучше не показывать вообще. Фантастические создания из кожи, дерева и других натуральных материалов (Анна категорически отрицает синтетические пластики для изготовления кукол) получили главный приз DollPlanet.ru «Фантасмагория». Несмотря на то, что в куклах Анны Кормилициной нет канонической красоты, ее стенд стал одним из главных концептуальных акцентов выставки. Кукол Ирины Горюновой не узнать нельзя. Немного инопланетные, очень графичные и почти всегда улыбающиеся, они зорко наблюдают за чем-то невидимым человеческому глазу. Этой зимой Ирина показала зрителям двух новых кукол с определенно шаманской натурой, в северной бело-голубой цветовой гамме. Художник, которого неизменно вдохновляет северная природа и в чьих работах можно почувствовать эхо северных народных мотивов — Ворониха (Александра Петрова). Ее валяные «твари» не имеют себе подобных. Они шагают на тонких проволочных ножках, топорщат усики с бисеринками, несут в своих телах гладкие стеклянные камешки и живут в рельефном пастельном мире. Кукольная миниатюра в России пока экзотика, но тем не менее почти на каждой крупной выставке есть один-два домика или румбокса. ВРЕМЯ КУКОЛ №4 в этом отношении превзошло многие выставки: миниатюрные интерьеры радовали глаз на стендах творческих мастерских «ЮлиАнна», «Трех Чемоданов» и Объединения художников-кукольников Санкт-Петербурга. В Школе авторской куклы Санкт-Петербурга создание кукольной миниатюры преподает Алиса Баженкова, один из первопроходцев российской миниатюры, чьи авторские кукольные домики вдохновили не одного художника. ВРЕМЯ КУКОЛ в декабре принимало долгожданных гостей — международный фестиваль текстильных кукол «Ребро Евы», чья экспозиция заняла целый зал. С текстильной куклы начинают многие (ведь выбор тканей в магазинах огромен, а шитьем так или иначе занимается большинство женщин), но такого мастерства удается достичь лишь единицам. Текстильные куклы лучших мастеров России и мира — очень разные: от народных «закруток» до сложных валяных композиций, от плоских многофигурных произведений Татьяны Овчинниковой до уютных романтичных барышень Галины Бенюшене. «Ребро Евы» показывает лучших из лучших — не пропускайте этот ежегодный фестиваль и экспозиции «Ребра Евы» на крупных выставках кукол! Куклы реборн уже около двадцати лет будоражат мир коллекционеров кукол и художников-кукольников. Эти «почти живые дети» радуют, умиляют, утешают — а художникам дают возможность создать уникальную куклу-ребенка, даже не являясь опытными скульпторами. На ВРЕМЕНИ КУКОЛ №4 своих малышей показало три художника-реборнера: Татьяна Цорн и Галина Гайсина из Москвы, и Любовь Фирсова из Санкт-Петербурга, известная своим нестандартным подбором китов. Яркий реборн-уголок логически продолжил экспозицию немки Герлинде Фезер, которая два года подряд приезжает на петербургскую выставку со своими студийными куклами (кстати, Герлинде создала несколько любопытных наборов для реборнинга, которые можно купить на ее сайте.) Можно сколько угодно говорить о том, что «кукла — это игрушка с историей», но художники и поклонники кукольной культуры, как известно, «любят глазами». Мы оказались свидетелями весьма символичного соседства кукол BJD и репликантов антикварных кукол авторства Сиркки-Лиисы Хонконен, художника-кукольника из Финляндии. Культовые куклы, чья разница в возрасте составляет целый век — и такие разные! Европейские куклы, изготовленные из фарфора с использованием копий оригинальных форм для отливки, являются зримым воплощением былых идеалов кукольной красоты: такие малыши и малышки были самыми любимыми и желанными в 1900-х. А неподалеку расположился стенд «Куклы из детства», населенный десятками винтажных советских кукол и их немецких современниц. Даже те, кто в детстве мечтал о Барби, могут теперь посмотреть на эти игрушки с другой стороны: взглядом не ребенка, но коллекционера. А кто-то нашел среди этого кукольного разноцветья любимых друзей детства, по какой-то нелепой случайности давно утерянных. Конечно же, выставочные залы делили с куклами мишки и их многочисленные друзья. Мы увиделись со старыми знакомыми, которые давно радуют коллекционеров своими прекрасными работами, и с удовольствием открыли для себя несколько новых имен: в частности, оказались очень любопытными работы санкт-петербургского теддиста Ирины Великановой (она неустанно учится новому — в том числе у историка моды Александра Васильева!) и теплые плюшевые звери Алены Николаевой, чья большая рыжая лисица в нарядном платье завоевала главную Тедди-награду выставки от журнала «Потап». Порадовали теплые и добрые мишки Наташи Койновой из Санкт-Петербурга: они всегда узнаваемы и неизменно радуют тех, кто ценит в медведе лаконичный декор, тактичное состаривание и стильную умеренность. Медведи Тедди — это отдельная, большая и самодостаточная тема, поэтому мы расскажем подробнее лишь о нескольких впечатлениях ВРЕМЕНИ КУКОЛ №4... Лена Смага (Москва) и Наталья Исаченко (Санкт-Петербург) — художницы, которых роднит восхищение стариной. Их медведи живут у самых тонких ценителей «медвежьей старины» всего мира, а мы можем встретиться с их работами и в самых известных российских галереях. Лене ближе образы круглоголовых понурых зверей (среди них есть даже слоны!), а Наталья предпочитает классику — мохеровых мишек с острыми мордочками. Обе художницы любят принарядить своих мишек в платья, штанишки или ретро-жабо. На ВРЕМЕНИ КУКОЛ №4 нельзя было не заметить большой «винтажный» стенд иркутского теддиста Марлен Кандинской и «Сибирского кукольного дома». Марлен шьет на первый взгляд простых, но радостно-разноцветных медведей — путешественников во времени. С медведями дружат милые зайцы с большими круглыми головами, и абсолютно очаровательные белки (с московской выставки Hello Teddy до Петербурга доехала только одна...) Знаменитые сестры Бухараевы — Альфира и Эльмира — традиционно выставлялись совместно с Ириной Лобиной. Мишек сестер Бухараевых всегда можно узнать по неустанным экспериментам с выкройками и сочетаниями цветов, выразительности характеров и прекрасному чувству юмора, которое определенно передается им от их создательниц. Мишки и их друзья от сестер Бухараевых почти всегда одеты во что-нибудь яркое и даже молодежное. Впрочем, бывают исключения: на ВРЕМЕНИ КУКОЛ №4 среди своих новых работ сестры представили необычных щенков, сидящих в кожаных ботинках, и гордого «домовитого» пса, который носит свою конуру с собой. ...Считанные дни выставки пролетают моментально. Выставка кукол и мишек — еще и неисчерпаемый источник вдохновения: на ВРЕМЕНИ КУКОЛ №4 можно было приобрести огромное количество материалов для творчества. И не только для кукольного и «медвежьего»: здесь были также широко представлены материалы для пэчворка, скрапбукинга и всевозможных техник валяния (отчасти это компенсировало тот факт, что на ВРЕМЯ КУКОЛ №4 приехало мало зарубежных звезд: но для европейцев и американцев 25 декабря — главный семейный праздник в году!). Также порадовал выбор профильной литературы и разнообразных изданий буквально о всех рукоделиях мира. А в каталоге выставки мы нашли заманчивые анонсы ВРЕМЕНИ КУКОЛ №5, которое будет царить в Петербурге с 10 по 13 июня 2010 года. Уже ждем лета! |
Читайте: |
---|