Истоки появления кукольных театров - Кукольный театр. Чехо-Словакия и Польша

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Тяпа

News image

Одна из самых любимых кукол великого русского кукольника Сергея Образцова. В 1928 году он сделал из...

Крестный путь The Beatles: кукольный спе

News image

История ливерпульской четверки, рассказанная в куклах и мультиках И пришел человек. И сказал: «Вы будете называться Be...

Куклы

News image

Состоятельные и не очень состоятельные господа всего мира приобретают кукол не менее охотно, чем живопись и ...



Кукольный театр. Чехо-Словакия и Польша
Кукольные театры - Истоки появления кукольных театров

кукольный театр. чехо-словакия и польша

В заключение нашего обзора необходимо отметить кукольный театр Чехо-Словакии и Польши.

В Чехии кукольный театр имел то же развитие и те же истоки, как в Германии, и сложился в своих особенностях под влиянием последней. Впервые он упоминается в 1657 г. Кукольный театр сыграл огромную роль в чешском национальном возрождении и в пропаганде родной речи, ибо эти представления давались народными кукольниками на чешском языке

В заключение нашего обзора необходимо отметить кукольный театр Чехо-Словакии и Польши.

В Чехии кукольный театр имел то же развитие и те же истоки, как в Германии, и сложился в своих особенностях под влиянием последней. Впервые он упоминается в 1657 г. Кукольный театр сыграл огромную роль в чешском национальном возрождении и в пропаганде родной речи, ибо эти представления давались народными кукольниками на чешском языке. Содержание кукольных постановок сыздавна — национально-исторические пьесы, легенды о докторе Фаусте, Дон Жуане и драматизированные народные анекдоты. Этот кукольный театр в настоящее время достиг в Чехии большого совершенства и, как мы указывали в предисловии к нашей книге, является мощным орудием пропаганды просвещения. Публика в этом театре живет одной жизнью с кукольниками. Приведу небольшой пример такой постановки. Вот на кукольной сцене разбойник Райнога выслеживает Гашпарека (Чешский Пульчинелло-Касперле называется Кашперек — «Гашпарек»). Как только на сцене появляется последний, вся публика (детский спектакль) кричит: «Гашпарек! не ходи туда, там тебя убьет Райнога, этот разбойник выслеживает тебя». — «Вы думаете, что я боюсь этого негодяя? —отвечает Гашпарек, — у меня твердый череп. Я проучу его этой палкой».

«Браво, Гашпарек!» — раздается со всех сторон. «Почтенная публика, держите язык за зубами. Я продолжаю», — напоминает Гашпарек. Представление продолжается. Содержание чешских народных ярмарочных пьес напоминает нам общеевропейские кукольные представления. Вот постановка «петрушки» на ярмарке в Праге: на сцене появляются Кашпарек и еврей. Кашпарек дерется с евреем, убивает его и прячет в гроб. Выходит жена еврея для того, чтобы оплакивать мужа. Кашпарек убивает и ее и также прячет в гроб. Наконец появляется черт, который приносит виселицу и приказывает Кашпареку просунуть голову в петлю. Кашпарек не умеет, он просит черта научить его этому. Черт показывает и надевает себе петлю на шею, а Кашпарек затягивает петлю и бросает черта в тот же гроб. В конце представления Кашпарек проделывает целый ряд фокусов. Подбрасывает живую мышь, ловит ее на лету и пр. Эти ярмарочные чешские постановки грубы и мало содержательны. Они сохранили лишь отрицательные стороны общекукольного сюжета и не внесли в него того содержания, которое было в кукольных театрах других стран.

В Польше мы находим тот же рождественский религиозный кукольный театр, который появился здесь не позже начала XVI в. В этих рождественских представлениях с самого начала стала вводиться светская часть, которая как бы перебивала религиозные тексты и вносила оживление в религиозное действо. В кукольных постановках участвовало огромное количество фигур и было большое разнообразие интермедийных народных сценок. Здесь же мы встречаем нашего буяна-Петрушку, который называется Kopieniak — Забияка. Он своей дубинкой избивает всех чем-либо не симпатичных ему кукольных персонажей. Эти светские сценки были насыщены местным материалом — анекдотами и народными шутками.

Таковы вехи и основные моменты истории народного кукольного театра Азии и Европы. Я не коснулся истории русского народного кукольного театра, ибо этот вопрос — предмет особой статьи нашего сборника.

Мы видели, что всюду кукольный театр переживал почти одинаковые этапы развития. Всюду был один путь — из церкви на улицу, площадь, в самую гущу населения. Кукольный театр был единственным подлинным народным детищем и являлся выразителем его революционных настроений.

Наша цель, наша задача—всячески помочь возродить этот театр как массовое средство агитации и пропаганды среди широких масс пролетариата.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторские куклы

News image

В настоящее время производство кукол достигла невероятного размаха. А поскольку количество всегда порождает новое качество, то...

Куклы спасают жизнь

News image

Могут ли неживые куклы спасти жизнь живым детям? Положительный ответ на этот вопрос дают результаты бл...

ЗАЙЦЕВ ИВАН ФИНОГЕНОВИЧ (1863-1936)

News image

Его называли последним кукольником России . Иван Зайцев - легенда народного театра кукол, известный ру...

Колядки, диалоги и мистерии

News image

Рождественские кукольные представления имели общий источник текстов - колядки, диалоги и мистерии. Кукольники разных стран ис...

Петрушки

News image

Перчаточные куклы имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра — Сказание о богах. Та...

ТЯПА

News image

Одна из самых любимых кукол великого русского кукольника Сергея Образцова. В 1928 году он сделал из...