Куклы и театр - Актеры - Чугмал Иосиф Христиан

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Уникальную коллекцию кукол из необычных

News image

Почему взрослые продолжают играть в куклы? Детское увлечение привело героиню следующего сюжета к созданию уникальной ко...

Пиноккио

News image

ПИНОККИО (итал. Pinocchio) герой сказки К.Лоренцини (псевдоним —Коллоди) «Приключения Пиноккио» (1880). Есть у этой книги и ...

ГАНСВУРСТ

News image

Если перевести это имя с немецкого, то получится Иван Колбаса . Гансвурст - один из...



Чугмал Иосиф Христиан
Куклы и театр - Актеры

чугмал иосиф христиан

Чугмал Иосиф Христиан (1783 – 1855), немецкий изобретатель, конструктор кукол-автоматов. Родом из Тироля. Много ездил по странам Западной и Восточной Европы с показами своих «самодвижущихся кукол». Его механические куклы приводились в движение с помощью нитей, клавиш и пружин, были своего рода усовершенствованными марионетками Родственность театра Чугмала традиционному театру марионеток проявляется и в персонажах его представлений (цирковые эквилибристы, Паяц, Пьеро, Минерва и др

Чугмал Иосиф Христиан (1783 – 1855), немецкий изобретатель, конструктор кукол-автоматов. Родом из Тироля. Много ездил по странам Западной и Восточной Европы с показами своих «самодвижущихся кукол». Его механические куклы приводились в движение с помощью нитей, клавиш и пружин, были своего рода усовершенствованными марионетками Родственность театра Чугмала традиционному театру марионеток проявляется и в персонажах его представлений (цирковые эквилибристы, Паяц, Пьеро, Минерва и др.). Некоторые из механических фигур Чугмала сохранились и находятся сейчас в театральном отделе городского музея г. Мюнхена. Названный новым Прометеем , механик поражал зрителей театрализованными выступлениями с куклами: Движение этих автоматов происходит без всяких проволок и веревок, составляющих необходимую принадлежность марионеток; Чугмал приносит своих автоматов из другой комнаты, на глазах публики сажает их на канат, и оставляет их на свободе. Должно заметить, что автоматы не прикрепляются к канату, но держатся за него то рукою, то коленями, то садятся, то ложатся на него, как живые люди, и движениями отвечают на вопрос механика .

Представления Чугмала часто назывались «театром марионеток , так как его выступления с автоматами не были показами исключительно технических возможностей фигур. Вот одно из многочисленных описаний его удивительных представлений, датированное 1838 г.: «…Во Вторник на масленице маменька повезла нас смотреть приезжего Тирольца, который называет себя механиком природы. В зале был устроен маленький театр; не больше твоего большого комода. Тиролец сам стоял впереди, не на сцене, он бы не поместился там, а возле кресел, в которых мы сидели. Когда занавес подняли, он поклонился нам и сказал: «позвольте почтенная публика представить вам актеров?»

-Очень хорошо,  отвечал кто-то, - да где же они?

-Здесь, - сказал Тиролец и, подвинув ногою сундук, вынул из него самую миленькую на свете куклу. Вообрази, Аннушка! Личико у нее было такое хорошенькое, что нельзя рассказать; прекрасные волосы падали на плечи из-под голубой бархатной с перьями шапочки. На кукле были надеты голубая куртка, белое нижнее платье и башмачки. Тиролец показал нам этого актера. Мы рассмотрели. Это была простая, деревянная кукла, у которой ножки и ручки гнулись и болтались, как тряпочки. Через сцену протянут канат, Тиролец просто посадил на него верхом куклу, и сказал ей: «Ну, Лепорелло, кланяйся же публике».

Кукла сняла шапку, помахала ею в воздухе и начала премило кивать нам головкою. Тиролец прибавил, обращаясь к ней: «Делай же все, что умеешь, хорошенько, не упади, не забудь чего-нибудь». Кукла то кивала головою утвердительно, то вертела ею отрицательно. Заиграла музыка, канат раскачался, и маленький Лепорелло вдруг совсем ожил. Вообрази, Аннушка: он премило качался с боку на бок, становился на ножки, потом спускался ножками с веревки, держась за нее руками; вертелся, ложился на спину и на грудь, крутился, перегибался, да как все мило и ловко, и сколько было силы в руках и ногах, нельзя верить, чтоб то была кукла. Когда Тиролец поднес

ее к нам снова, кто-то из райка спросил: «А что, говорит ли она?» Тиролец улыбнулся и постучав по голове куклы пальцем, сказал: «Нет, потому что все, что должно быть тут (в голове), у моего Лепорелло в ногах и руках: - чтоб вложить в куклу ум и душу у людей не достанет искусства». (...) После этого являлись из сундука другие актеры – куклы. Они плясали, прыгали, провертывались сквозь обручи, ездили верхом на крошечных деревянных лошадках, наливали друг другу вино из бутылки в стаканы, чокались и даже пили. Это чудесно! А все же они были деревянные куклы»… .

Чудо кукольного искусства стало популярным и общедоступным. Им начинают заниматься не только ремесленники, получавшие куклы, оборудование сцены, сценарии и цеховые секреты от деда и отца и традиционно передававшие их детям и внукам. Появляется огромное количество любителей, стремящихся показать своим домашним и гостям кукольное представление. Сначала они пытались только скопировать, повторить виденные кукольные представления театра марионеток, теней, петрушки, батлейки, райка… Но затем, овладев необходимыми навыками, секретами и ремеслом, начинали обогащать традиционное и народное искусство играющих кукол новыми техническими приспособлениями, новой театральной культурой, новыми идеями и новой драматургией. Часто этим занимались и оставшиеся без любимой работы драматические актеры.

Известно, например, что в 80-х годах 19 в. бывший драматический артист русской виленской театральной труппы Юзеф Домбровский устраивал в собственной квартире марионеточные кукольные представления. Из таких домашних кукольных спектаклей, которые показывали талантливые любители, кукольники-дилетанты конца Х1Х столетия: художники, драматические актеры, врачи, писатели, офицеры, купцы, студенты - начинает рождаться новый профессиональный театр кукол ХХ в. И в этот период заканчивается блистательное время народных батлеечников и традиционных европейских кукольников. Они, конечно, не исчезают, продолжают играть, работать, занимая принадлежащую им в мировой культуре нишу. Просто идет процесс рождения нового – профессионального кукольного театра. «Локомотивами» этого процесса становятся яркие личности-самоучки.

Наступает время дилетантов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Батлейки Института теологии

News image

В далёком 2001 году в недрах Института теологии возникла потрясающая идея о создании детского кукольного те...

Porcelain (China, Bisque) Doll / фарфоро

News image

Фарфоровая кукла - кукла, полностью или частично изготовленная из фарфора. Для того, чтобы кукла считалась фа...

История батлеечного искусства

News image

Белорусский народный театр батлейка является одним из древнейших видов белорусского искусства. Название батлейка происходит от...

Авасильки Ольга Васильевна

News image

Родилась 16 июня 1978 года в Запорожской области, город Мелитополь. Образование среднее. В Гродненском областном театре ку...

Студенческий кукольный театр «Батлейка»

News image

Студенческий кукольный театр «Батлейка» Института теологии БГУ ровесник XXI века. За 8 лет в нем по...

Марионетки

News image

В театральной практике используются несколько принципиально различных видов кукол. Широко распространенный вид театральных кукол – ма...