В мире - Театр сегодня - Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Кукольный театр Сицилии

News image

Близкая марионеткам по способу управления, но сильно от них отличающаяся в остальном форма была широко ра...

Сказка о попе и работнике его Балде (А.

News image

И взрослые, и дети прекрасно знают сказку о том, как поп на базаре нанял работника. Ба...

Коллекция кукол усадьбы «Берегиня»

News image

Недалеко от города Калуги на берегу речки Росвянки в старинном селе Козлове расположена усадьба Бе...



Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов
В мире - Театр сегодня

театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов

Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с праздненствами в Египте.

Женщины ходили из одной деревни в другую, а в руках несли статуэтки, сантиметров тридцати — сорока высотой, и приводили их в движение с помощью специальных веревочек. Впереди шел музыкант. Такие куклы встречаются и в Сирии, и на территории государств Латинской Америки

Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с праздненствами в Египте.

Женщины ходили из одной деревни в другую, а в руках несли статуэтки, сантиметров тридцати — сорока высотой, и приводили их в движение с помощью специальных веревочек. Впереди шел музыкант. Такие куклы встречаются и в Сирии, и на территории государств Латинской Америки.

В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились в движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент театрализации в этих представлениях все-таки существовал.                  Очень давно, еще в древней Греции, людям пришло в голову изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам горизонтальной стенкой. Потом сделали небольших кукол и поставили их внизу — под перегородкой. А сверху поселили кукол, которые изображали богов. Для того, чтобы куклы двигались, к ним приделали стержни, а в дне ящика сделали прорези. Это искусство получило название Вифлеемский ящик. А потом придумали сценки, целые пьесы — и получился театр.

Артисты-кукольники бродили с ящиками по странам Европы. Везде они показывали одну и ту же историю рождения Христа и историю царя Ирода. Христос находился в верхнем, божественному отделении ящика, а внизу разыгрывались сцены.

Отголоски этого театра живут и в наше время: украинский вертеп, польская шопка, белорусская батлейка и румынский Вифлеем. Кое-где кукольники с помощью этих «домиков» показывает спектакли и сегодня.

Во многих странах существуют очень веские доказательства того, что это представление оказало влияние на развитие культуры.

Из поколения в поколением, век за веком «игра куклой» вошла не только в религиозную, магическую, но и художественную сферу жизни человека. Человек не только познает природу кукольного театра, способы его воздействия на людей, но и сознательно использует или отвергает эти свойства.

В средние века родился народный театр кукол. Его артистам на площади незачем было доказывать своим зрителям, что их герои обладают особой магической силой, что они «живые». Кукольники не посчитали для себя недопустимым выход на публику, где они демонстрировали свое мастерство.

В течении многих веков театр кукол развивается рядом с драматическим театром. В последнее тысячелетие сформировались именно те черты театра кукол, которые мы ценим сейчас и которые делают его самостоятельным живым искусством.

У всех народов, знавших театр кукол, так или иначе связанным с магией или религиозным культом, существуют литературные записи хотя бы нескольких пьес, описания кукол, устройства сцены и спектакля.

В театре кукол с древних времен существовали определенные образы, которые жили столетиями, а рядом появлялись мелкие, «сиюминутные» герои. Так было в античные времена, в средневековье, так есть и в наше время. Наряду с героями басен, легенд и сказок, персонажами фольклора и древней литературы действовали и злободневные «популярные фигуры», «портретные» куклы. Возникали национальные кукольные герои. Они создавались веками и оставались бессмертными.

Кукольники играли очень много народных сказок, притч и легенд, ведь это было близко зрителям.

Очень тяжело приходилось театру кукол в древние времена. Легенды донесли до нас немало историй китайских кукольников, которых императоры безжалостно наказывали за «дьявольское искусство». Тяжело пришлось и кукольникам в Европе. Особенно ужасно к ним относилась инквизиция. Начиная с тринадцатого века театр кукол стали запрещать. В семнадцатом веке в Швейцарии во время выступления был арестован и предан пыткам знаменитый парижский марионеточник Бриоше — народный кукольник, которого обвинили в колдовстве, — ведь он заставлял своих гроев «говорить, спорить и двигаться», как было сказано в обвинительном заключении. Инквизиция считала это страшнейшим злом.

Кукольников отправляли в тюрьмы, сжигали на костре. Убивали кукольников, но оставались куклы. А если уничтожали кукол, то оставалась память о них, оставались традиции.

Вплоть до девятнадцатого века в Европейском театре кукол разыгрывались пьесы — обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви. Это были спектакли с участием разного рода петрушечных кукол.

У каждого народа есть умельцы, которые снова и снова делали кукол и играли ими. Куклы переходили из поколения в поколение. Так не терялась эта живая ниточка преемственности.

Театр выжил и оказался бессмертным. Его бессмертие держалось не только любовью зрителей, но и созданными, полюбившимися героями. За столько веков театр кукол не просто не исчез, но и окреп, занял прочную позицию, как одно из направлений театра. Первые профессиональные театры кукол появились в XX веке.В городке Плзень в Чехословакии появился театр «Спейбла и Гурвинека» — один из самых популярных в мире. На лондонском телевидении появился маленький смешной ослик, начинающий детские передачи. Его авторами были знаменитые английские кукольники Енн Хогтарт и Джон Басл. Ослика назвали Маффин. Он родился в театре кукол. Маффин — марионетка. Во всем мире стал известен этот герой.

В России первый профессиональный театр появился после Октябрьской революции в 1917г. — Санкт-Петербургский государственный театр марионеток, одним из основателей которого стал Е. С. Деммени. Все, что сделано Деммени для развития этого искусства, переоценить трудно — когда он начинал свою деятельность, теория кукольного театра только зарождалась.

В тридцатые — сороковые годы в европейском театре кукол произошли большие изменения. Родился новый театр в городе Москва — Центральный театр кукол под руководством С.В.Образцова.

В настоящее время в разных странах мира живут разные театры, традиционные и современные.У каждого народа свои правила и свои привычки.Театров кукол становится с каждым годом в мире все больше и больше.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МИРЫ БАТЛЕЙКИ

News image

Прежде чем начать повествование о белорусской батлейки , отдадим дань тем исследователям, которые в свое вр...

Куклы-автоматы

News image

Куклы-автоматы были известны уже во времена древнего Египта и древней Греции. Возникли они из религиозных др...

Борис Федорович Звинагародский

News image

Борис Федорович Звинагародский, (1896 - 1982), художник театра кукол, живописец, заслуженный деятель искусств Белоруссии (1956), уч...

Moscow Fair 2009: ярмарочные затеи в Тиш

News image

Вот и завершилась третья по счету Международная ярмарка кукол и медведей Тедди в Москве. Четыре яр...

Club Doll / Fan Doll / клубная кукла

News image

Клубная кукла - это специальное издание для членов официального клуба какого-либо кукольного бренда или периодического из...

Кукольница из поселка Расцвет

News image

За смешными домовыми-старичками и бабками-ежками из рогожки Елены Юрковиц едут со всей страны, по всем це...