Театры Европы - В ожидании Жанти: французские куклы на московской сцене

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Коллекции кукол. Галерея Вахтанговъ

News image

Галерея Вахтанговъ – это не только выставочный зал, который является эпицентром событий в кукольном мире, но...

Касперле

News image

Главный герой немецкой уличной комедии, прямой потомок Гансвурста (см. Гансвурст ). Если отцом Гансвурста считается Ио...

Приключения барона Мюнхгаузена (Л. Браус

News image

Главный герой спектакля знаком и любим многим мальчишкам и девчонкам, это самый правдивый человек на...



В ожидании Жанти: французские куклы на московской сцене
Кукольные театры - Театры Европы

в ожидании жанти: французские куклы на московской сцене

Философия куклы - один из самых тонких предметов театральной науки. Рассуждают о ней постоянно, но пока еще никто не написал ни учебника, ни Очерков по… , ни даже Введения в… . Кукольники вовсе не скрытничают, они бы и рады поделиться своими тайными знаниями, однако слова здесь мало что могут сделать. Философия кукольного театра заключена в осязательных отношениях, в общении человека с плотью прирученных вещей, ее всегда приходится учить заново и на личном опыте

Философия куклы - один из самых тонких предметов театральной науки. Рассуждают о ней постоянно, но пока еще никто не написал ни учебника, ни Очерков по… , ни даже Введения в… . Кукольники вовсе не скрытничают, они бы и рады поделиться своими тайными знаниями, однако слова здесь мало что могут сделать. Философия кукольного театра заключена в осязательных отношениях, в общении человека с плотью прирученных вещей, ее всегда приходится учить заново и на личном опыте.

Проект ДРУГОЙ театр ИЗ ФРАНЦИИ дал ощутить это очень остро. Для начала французы показали тонкий и умный спектакль Жан-Пьера Лароша A Distances ( На расстоянии ). И мне до сих пор невдомек, кто это умудрился окрестить его по-русски Волшебной комнатой . Во всяком случае, это сделал человек, очень плохо разбирающийся в кукольном театре. Искристая прелесть работы Лароша в том и заключалась, что миром вещей он правил не в качестве кудесника, а в качестве искусника. Да, вещи у него будто бы оживали: торшер, лампа, пюпитр. Особенно запомнился маленький табуретик с подломанной, вихляющейся ножкой (на нем груда тарелок, а он все время пошатывается), но ведь мы, зрители, видели при этом всю хитрую систему управления: блоки, зажимы, нити, уходящие в глубь сцены. Где, конечно же, сидел сам Жан-Пьер, довольный, как шимпанзе на банановой плантации: а вот я потяну за эту ниточку, и тарелка на авансцене сделает вид, что собирается падать, а вот за эту потяну, и тут вообще случится тако-ое!.. Нет, как же это приятно - сидеть себе в уголке и всех дергать за ниточки!

В этой миниатюре, всего лишь в одной из семи показанных, до логического предела были доведены отношения человека с миром кукол-марионеток - ловких, веселых, но иногда ощущающих свою несвободу и принимающихся выяснять отношения с хозяином, например с Карабасом-Барабасом, на которого наш чудесный парижанин был нисколько не похож. Не-волшебная комната выполняла его команды с радостью и только просила: еще, еще!

Совсем иного рода спектакль, Depuis hier ( Со вчерашнего дня ; гастрольная кличка - Четверо из Туракии ), приехал из Лиона. Кукольник-одиночка Мишель Лобю совсем по-детски сочинил себе маленькую личную страну. Его Туракию населяют невероятные простаки и недотепы - либо те самые, которых некогда воспел Андрей Миронов, либо очень похожие: на лицо ужасные, добрые внутри . Мишель Лобю их холит, лелеет, обшивает-обстирывает (а туракийцы, надо сказать, терпеть не могут новых вещей: им подавай всякий хлам, рвань, ветошь) и чтоб жизнь не казалась пресной, придумывает приключения, внешне очень опасные. Тут перед нами пример отношений человека с миром кукол-игрушек - рукодельных, незаменимых и навсегда прикипевших к сердцу.

Теперь - внимание! Если вы пропустили спектакли Лароша и Лобю, - это, конечно, досадно, но не смертельно. А вот пропустив спектакль Филиппа Жанти Проделки Зигмунда , приезжающий в Москву 20 июня в Театр Наций, вы полностью подорвете свою репутацию театрала.

В последний раз великий кукольник был у нас десять лет назад со спектаклем Неподвижный путник , мудрым и мощным. Жанти сочинял свой собственный миф о рождении и гибели богов, об исчерпанных возможностях человеческого бытия и о новых, неизвестно что сулящих перспективах. Кто видел, тот помнит: такой театр не забывается. Теперь афиша сулит нечто иное: Пальцы четырех рук, оторвавшись от двух своих владельцев , становятся живыми персонажами…

Жанти - миниатюрист? Да возможно ли это? О да! С этим человеком все возможно. И все, уверяю вас, будет захватывающе интересно.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Если в семье сходятся металл и дерево

News image

- То, как человек воспринимает кукол, - уже часть диагностики, - продолжает Татьяна Пушкарева. - Бы...

Леонов Виталий Николаевич

News image

Родился 03 февраля 1978 года в г. Гродно. Образование высшее. В 20...

ОЛЕАРИЙ АДАМ

News image

Магистр лейпцигского университета, ученый, дипломат. Адам Олеарий (Эльшлегель) побывал в России в 1633-1634 гг. (в со...

Куклы-автоматы

News image

Куклы-автоматы были известны уже во времена древнего Египта и древней Греции. Возникли они из религиозных др...

ТЯПА

News image

Одна из самых любимых кукол великого русского кукольника Сергея Образцова. В 1928 году он сделал из...

ТЕНЕВЫЕ ФИГУРЫ

News image

Это не мафиози, не гангстеры и не жулики. Это плоские фигурки, с помощью которых показывают пр...