Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Волшебная лампа Аладдина (Н. Гернет)

News image

Этот спектакль несет в себе аромат востока, его тайны и загадки, его экзотическую красоту и ут...

Панч

News image

Как известно, путь из Италии в Англию идет через Францию. Точно так же путь к ан...

Музей – коллекция Риммы Тарасовой

News image

Куклы: закрутки, стригушки, крестец, обереги и много, много других традиционных кукол. Их хозяйка - народный ма...



Бунраку
Кукольные театры - Известные иностранные кукольные театры

бунраку

Самым крупным кукольным театром Японии является «Бунраку», представляющий собой кукольный театр дзёрури — традиционный японский театральный жанр.

В XVI веке старинный народный песенный сказ дзёрури был соединен с кукольным представлением и обрел музыкальное звучание. Народный песенный сказ был широко распространен в Японии с X века. Бродячие сказители вели повествование нараспев, под аккомпанемент народного му­зыкального инструмента бива. Сюжеты феодального эпоса, повествующего об истории круп­ных феодальных домов Тайра и Минамото легли в основу повествования.

Примерно в 1560 году в Японию был завезен новый струнный музыкальный инструмент — дзябисэн. Змеиную кожу, которой был обтянут его резонатор, заменили более дешевой кошачьей и назвали сямисэн, он бы­стро приобрел широкую популярность в Японии.

Первые кукольники появились в Японии в VII—VIII ве­ках, это искусство пришло в Японию из Средней Азии через Китай. Выступления ку­кольников стало составной частью представлений сангаку. В XVI веке труппы кукольников стали оседать в различных районах: близ Осака, на острове Авадзи, в провинции Ава, на острове Сикоку, которые и стали впоследствии центрами японского кукольного театрального искусства и сохранили его до наших дней.

Синтез песенного сказа дзёрури, исполняемого под аккомпанемент сямисэна, с кукольным представлением и является рождением нового жанра японского традиционного театрального искусства, оказавшего огромное влияние на развитие театрального искусства Японии. Кукольные представления дзёрури устраивались в столице Киото на открытых площадках пересыхающей реки Камо. В начале XVII века кукольники стали давать представления в новой сто­лице Эдо. После большого пожара 1657 года, нанесшего большой ущерб столице, кукольные театры перебрались в район Осака — Киото, где обосновались оконча­тельно. Появились стационарные кукольные театры с хо­рошо оборудованными сценами, устройство которых сохранилось до наших дней.

Сцена кукольного театра дзёрури состоит из двух не­высоких загородок, которые частично скрывают кукловодов и создают барьер, где движутся куклы. Первая загородка черного цвета, высотой примерно 50 см, расположена в передней части сце­ны, на которой разыгрываются сцены, про­исходящие вне дома. Вторая загородка расположена в глубине сцены, где разыгрываются действия происходящие внутри дома.

Куклы в театре дзёрури совершенны, составляют три четверти роста человека, у них двигаются рот, глаза и брови, ноги, руки и пальцы. Туловище кукол примитивно: это плечевая перекладина, к которой крепятся руки и под­вешиваются ноги, если кукла — мужской персонаж. У жен­ских персонажей ног нет, потому, что они не видны из-под длинного кимоно. Сложная система шнурков дает возможность кукловоду управлять мимикой. Головы кукол создают искусные мастера. Как и в других видах классического японского театра, существуют исторически сложившиеся типы, для каждого из кото­рых применяются определенные голова, парик, костюм. Многообразие таких голов различают по возрасту, полу, социальной принадлежности, характеру. Каж­дая голова имеет свое название и происхождение, каждая применяется для определенных ролей.

Чтобы легче было коор­динировать действия кукловодов и держать куклу примерно на уровне человеческого роста, омодзукаи (главный кукловод) работает в дере­вянных японских туфлях гэта на высоких подставках. Дей­ствия куклы должны точно совпадать с текстом, который читает гидаю. Четкая работа всех участников представления, достигается годами упорной тренировки и считается одной из уникальных особенностей этого ис­кусства. Сказитель — гидаю испол­няет роли всех героев и ведет повествование от авто­ра. Его чтение должно быть максимально выразительным он должен заставить кукол ожить. Постановка голоса, знание мелодического рисунка текста, строгая согласованность действий с другими участ­никами представления требуют многолетней упорной подготовки. На обучение уходит обычно двадцать-тридцать лет. Иногда в представлении принимают уча­стие двое или даже несколько сказителей. Профессии гидаю и кукловодов в театре дзёрури явля­ются наследственными. В традиционно­м театральном искусстве Японии, сценические имена вместе с секретами мастерства передаются от отца к сыну, от учителя к ученику.

Важнейшим фактором эмоциональ­ного воздействия на зрителя в кукольном театре дзёрури является слово. Литературно-художественный уровень текстов дзёрури очень высок, что является боль­шой заслугой крупнейшего японского драматурга Тикамацу Мондзаэмона, который считал, что слово — самая могучая сила и что искусство сказителя и кукловода могут лишь дополнить, но не подменить его. С именем Тикамацу связан период расцвета кукольного театра дзёрури, его «золотой век».

О жизни Тикамацу известно немного. Его настоящее имя Сугимори Нобумори, родился он в районе Киото в самурай­ской семье и получил хорошее образование. Но служба при дворе не привлекала Тикамацу. С юных лет он увлекался театром. Тикамацу написал более тридцати пьес для театра кабуки, для крупнейшего и выдающегося акте­ра кабуки того времени Саката Тодзюро. Однако ему по душе был куколь­ный театр. После смерти Саката Тодзюро Тикамацу пере­ехал в Осака и стал постоянным драматургом театра «Такэ­мотодза». С этого периода и до самой смерти Тикамацу писал пьесы дзёрури. Он создал их более ста, и почти каждая из них становилась событием в театральной жизни Японии того времени. Тикамацу написал двадцать четыре бытовые драмы — сэвамоно и свыше ста исторических — дзидаймоно, которые назвать историческими можно только условно, так как, создавая их, Ти­камацу не придерживался подлинной истории. Его сюжеты произрастали из богатой сокровищницы старинной японской ли­тературы, а наделял он свои персонажи думами и чувствами горожан своего времени. В его произведениях показана борь­ба в душе человека, пытающегося следовать чувству, а не феодальным устоям. Победу почти всегда одерживает нравственный долг, а сочув­ствие автора на стороне побежденных. В этом — верность Тикамацу духу времени, его гуманизм и новаторство.

В 1685 году три выдающихся мастера — Такэмото Гидаю (сказитель дзёрури), Такэдзава Гонэмон (сямисэн) и Ёсида Сабуробэй (кукловод) — объединили свои уси­лия и создали в Осака стационарный кукольный театр «Такэмотодза». Настоящий успех пришел в этот театр когда к их работе был привлечен Тикамацу Мондзаэмон. В 1686 году в театре «Такэмотодза» была исполнена пер­вая пьеса дзёрури, созданная Тикамацу, «Сюссэ Кагэкиё». Представление имело оглушительный успех, и искусство этого теат­ра сразу стало заметно, стало выделяться своим уровнем среди искусств куколь­ных театров того времени. Это было началом плодотворного творческого сотрудничества людей, которые обогатили и развили жанр дзёрури. Следующей эпохой в развитии этого театра была поста­новка новой пьесы дзёрури Тикамацу, «Сонэдзаки синдзю» в 1689 году. Впервые материалом пьесы дзёрури послужила не историческая хроника или легенда, а широко известное скандальное собы­тие того времени: самоубийство куртизанки и юноши. Они лю­били друг друга, но не имели ни малейшей надежды соединиться в этом мире.

Это был новый вид пьесы дзёрури, который стали назы­вать сэвамоно (бытовая пьеса). В дальнейшем их появилось множество. Рекордное число представлений выдержала историческая пьеса Тикамацу «Кокусэнъя кассэн»: она шла ежеднев­но семнадцать месяцев подряд. Кукольный театр дзёрури стал одним из самых ярких явлений культурной жизни Япо­нии.

В XVIII веке для кукольного театра дзёрури пьесы пи­сали крупные драматурги — Такэда Идзумо, Намики Соскэ, Тикамацу Хандзи и другие. Репертуар театра расши­рялся, усложнялся, совершенствовались и куклы, которые все больше напоминали живых актеров. Однако полного сходства все же не наблюдалось. Считается, что это привело бы к ослаблению интереса зрителей к этому искусству и разорению многих кукольных театров. Тем более что театр кабуки, развивавшийся параллельно, прибегал к заимствованиям в кукольном театре дзёрури. Все луч­шее — пьесы, технику постановки и даже игровые приемы,— достигли удивительного расцвета. Хранителем традиций кукольного теат­ра дзёрури стал доживший до наших дней театр «Бунраку». И это название стало символом японского тра­диционного кукольного театра. Руководство театра «Бунраку» несколько раз меня­лось, а с 1909 года театр перешел в руки крупной театральной компании Сётику . В то время в состав труппы входило 113 человек: 38 — гидаю, 51 — музыкант, 24 — кук­ловода. В 1926 году во время пожара сгорело театральное помещение, в ко­тором труппа работала в течение сорока двух лет. Через 4 года в 1930 го­ду компания Сётику построила в центре Осака новое желе­зобетонное здание театра на 850 мест.

Репертуар кукольного театра дзёрури весьма обширен: только сохранилось и дошло до наших дней свыше тысячи пьес этого театра. Сюжеты пьес исторические, бытовые и танцеваль­ные. Представление каждой из них полностью потре­бовало бы восьми-десяти часов, полностью эти пьесы не ставят. Обычно выбирают наиболее драматичные и популярные сцены, их комбинируют так, чтобы представление было гармоничным и разнообразным. Обычно в представление включается одна или несколь­ко сцен из исторической трагедии, одна сцена из бытовой пьесы и небольшой танцевальный отрывок. Сюжетные линии большинства пьес сложны и запутаны. Возвышенный идеал чести, подлое преда­тельство, бескорыстное благородство, - все эти переплетения создают путаницу. Необыкновенное сходство персонажей, подмена одного лица другим, убийство, самоубийство, безнадежная любовь, ревность и предательтво — все это перемешано в самых невероятных сочетаниях. Еще одной особенностью пьес дзёрури является архаич­ный язык, трудный для понимания современной аудиторией, особенно в специфическом чтении нараспев, что не является препятствием для любителей этого жанра. Дело в том, что почти все сюжеты им хорошо знакомы с дет­ства, т.к. это является существенной частью культурного наследия прошло­го.

Определяющим моментом в театре «Бунраку» является гар­моническое сочетание музыки, художественного чтения по­этического текста и необыкновенно выразительного движения кукол. Именно в том и заключается осо­бое очарование этого искусства. Кукольный театр дзёрури является уникальным теат­ральным жанром, существующим только в Японии, однако существуют множество кукольных театров с разной техникой вождения кукол и разным творческим направле­нием. Значительной популярностью пользуются «Такэда нингёдза» — театр марионеток и «Гайси соккё нингё гэкидзё», где куклы управляеются руками. Их репертуар состоит из пьес традиционного театра, сказки, ле­генды, народные танцы. Самым крупным из новых кукольных театров нетради­ционного направления является «Пук» (La Pupa Klubo), созданный в 1929 году. В 1940 году этот театр был ликвидиро­ван, но после войны он возобновил свою деятельность и стал ядром Всеяпонской ассоциации кукольных театров, объединившим около восьмидесяти трупп. Театр «Пук» используюет разную технику вождения кукол, это и перчаточные куклы, марионетки, тростевые куклы и куклы, управляемые двумя руками. Большое вни­мание уделяется созданию кукольных фильмов и диафильмов. Репертуар японских нетрадиционных куколь­ных театров состоит из сказок и пьес как зарубежных, так и японских авторов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Описание кукол

News image

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и ...

Цветочные создания

News image

Японцы издавна слывут людьми, тонко чувствующими красоту природы и произведений искусства. Это государство иногда называют «с...

Будрик Наталья Николаевна

News image

Родилась 30 августа 1973 года в городе Гродно. Образование высшее. В 2004 году окончила Белорусскую го...

Куклы-перчатки

News image

Для того чтобы организовать домашний кукольный театр, такие игрушки можно купить. Они продаются и по ...

Кукла из пластика

News image

Художник Катя Олюйкина предпочитает пластик - очень благодатный материал для кукольника. Мягкий, податливый, он позволяет со...

Basic Doll / базовая кукла

News image

Basic Doll, базовая кукла чаще всего одета в нижнее белье или купальник, предназначенная для одевания в ...