Кукольный театр Вьетнама
Уже более восьмисот лет назад вьетнамские крестьяне устраивали по праздникам красочные кукольные представления. Главная их особенность заключалась в том, что кукловоды работали, стоя по пояс в воде. Подобные представления популярны во Вьетнаме и в наши дни. Но только проходят они не в реке, а в бассейне, и вместо фейерверков и факелов для подсветки используются мощные цветные прожектора.
Раньше почти в каждой деревне на Красной реке устраивались красочные водные представления. С помощью кукол самодеятельные актеры разыгрывали поучительные и просто живописные сценки из сельской жизни. Действие разворачивалось на плотах. Стоя по пояс в воде, кукловоды управляли марионетками с помощью скрытых подводных приспособлений. Давным-давно предков вьетнамцев называли лаквьетами , людьми, живущими в воде . Там они чувствовали себя так же комфортно, как и на суше.
Нынче деревенский театр переехал в город. Теперь представления показывают в обычном бассейне, широко используя возможности современных акустических и световых систем. Однако куклы приводятся в движение все теми же дедовскими способами. Актеры, стоя в воде, дергают за ниточки своих деревянных коллег. Режиссеров современных шоу, как и сотни лет назад, вдохновляют красоты сельской жизни, крестьянские добродетели, простота и неискоренимый оптимизм народа. Во Вьетнаме водный театр всегда пользовался огромной любовью зрителей.
Куклы вырезались из нетонущего фигового дерева (сунг) и имели довольно реалистический образ (взятый с самих крестьян и животных) или более фантастические формы (мифические персонажи, такие как дракон, феникс и единорог). Представления обычно проводились на прудах, озерах или залитых рисовых полях.
Упоминание о куклах на воде имеются в трудах древних ученых Нгуен Конг Бата и Фан Чыонг Нгуена. В их трудах сообщается, что в период династий Ли и Чан (1010-1400 гг.) куклы на воде превратились из простого времяпровождения крестьян в официальное развлечение при дворе.
Однако до 1960-х годов вьетнамские куклы на воде фактически были не известны за пределами Северного Вьетнама, и создание Муниципального театра кукол на воде возродило интерес к этой древней форме искусства. Труппа театра дала свое первое представление на берегу озера Возвращенного меча в Ханое, где и до сих пор проводятся вечерние выступления.
Сами куклы придумываются и создаются под руководством одного из членов труппы в деревне под Ханоем. Жизнь каждой куклы длится всего лишь около 3-4 месяцев, если она используется постоянно, поэтому производство кукол в этой деревне поставлено на поток.
В каждом представлении участвуют одиннадцать кукловодов, и каждый из них учится как минимум три года. Они проводят вечер по пояс в воде, скрытые от зрителей зеленым бамбуковым занавесом. Куклы крепятся на длинные бамбуковые шесты и управляются посредством веревок. В темноте это выглядит, как будто куклы действительно ходят по воде. Группа музыкантов озвучивает действие игрой на деревянных флейтах, гонгах, цилиндрических барабанах, бамбуковых ксилофонах и струнных национальных инструментах «Данбоу».
Спектакль состоит из коротких сценок, сопровождаемых музыкой. Народные мелодии как бы склеивают разноплановые части водного шоу. Артисты ориентируются на ритм. Если ритм быстрый - движения кукол ускоряются, как только он замедляется - герои начинают передвигаться по бассейну плавно, неторопливо. Музыка помогает восприятию сюжетов, вдыхает в деревянную куклу жизнь, подчеркивает ее характер.
В северном Вьетнаме музыкальный коллектив, подобный тому, что играет в театре кукол, называется чео . В него могут входить и певцы. Команда чео вооружена флейтой, ударными, 16-и 36-струнными цитрами, старинным инструментом монохордом. Дополнительные звуковые эффекты создают фейерверки. Такой театр - явление уникальное, за пределами страны ничего подобного не встречается. Первое упоминание о нем относят к XII веку: Пленительные мелодии льются над водной гладью. Появляются куклы небожители, их лица румяны и свежи, совсем как у земных людей. Легки движения их хрупких рук, их танец - как дуновение ветерка .
Ни одно представление не обходится без Тэу, господина церемоний... Жизнерадостный и смекалистый Тэу преодолевает все препятствия, находит выход из любых положений, всегда побеждает врагов. Когда-то Тэу жил на небесах, но его изгнали оттуда за кражу хурмы. На земле он обнаружил, что у людей полным-полно проблем, и весельчак стал им помогать. Простому человеку этот персонаж очень симпатичен. Раньше в каждой вьетнамской деревне был свой комик. Человек, который организовывал праздники, был своего рода массовиком-затейником, тамадой и конферансье одновременно. Именно такой балагур и стал прообразом кукольного героя.
Кукольный театр Ким Донг был основан в октябре 69-го года, в разгар войны с США, чтобы хоть как-то отвлечь людей от трудностей военного времени. Дело начинали 9 артистов в скромном помещении на окраине столицы. Несколько раз кукольный храм переименовывали и только с 93-го его стали называть Водным театром кукол Тхалонга. Сейчас он находится в самом престижном районе столицы, недалеко от Озера возвращенного меча. Всего в театре служат 15 музыкантов, 5 техработников, 22 артиста, из них четыре - заслуженных и три народных. Спектакли проходят при полном аншлаге, свободных мест почти не бывает. Ежегодно шоу смотрят 150 000 туристов. Ведется большая гастрольная деятельность. Представления даются по всему миру, и уникальный театр успешно вписывается в мировое культурное пространство. Мы попросили артистов показать приспособления, с помощью которых куклы приводятся в движение. Оказалось, что это профессиональная тайна и за кулисы нас не пустят ни под каким предлогом. И, действительно, мы смогли добраться только до полок, где герои водных шоу сохнут в ожидании следующего представления.
|