Истоки появления кукольных театров - Выделение из духовных вертепных представлений светского элемента

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Кот в сапогах

News image

По известной сказке Шарля Перро. Досталось трем братьям от отца наследство, да только поделили они его не...

Странная миссис Сэвидж

News image

Лирическая комедия в 2-х действиях.(перевод с англ. Тамары Блантер) Сценическая судьба лирической комедии Джона Патрика Ст...

Игрушки для неразумных детей или Щелкунч

News image

Необычная интерпретация сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик или Мышиный Кор...



Выделение из духовных вертепных представлений светского элемента
Кукольные театры - Истоки появления кукольных театров

выделение из духовных вертепных представлений светского элемента

Наш очерк кукольного театра в России был бы далеко не полон, если бы мы не упомянули еще об одном роде представлений, который следует отнести к одному разряду с разобранными выше вертепными пьесами. Это —театр с неподвижными или движущимися картинами, называемый в просторечии «райком».

Вертеп погиб не разом: испытывая постепенное разрушение, проходя постепенно ряд стадий, мало разнящихся одна от другой, он успел выделить из себя новый вид театра, который оказался живучее его, принявши уже совершенно светский характер. Попробуем проследить эти стадии переработки вертепных представлений

Наш очерк кукольного театра в России был бы далеко не полон, если бы мы не упомянули еще об одном роде представлений, который следует отнести к одному разряду с разобранными выше вертепными пьесами. Это —театр с неподвижными или движущимися картинами, называемый в просторечии «райком».

Вертеп погиб не разом: испытывая постепенное разрушение, проходя постепенно ряд стадий, мало разнящихся одна от другой, он успел выделить из себя новый вид театра, который оказался живучее его, принявши уже совершенно светский характер. Попробуем проследить эти стадии переработки вертепных представлений.

В своем полном, наиболее совершенном виде вертеп заключает в себе движущихся кукол, причем каждой из них присвоены свои речи, произносимые показывателем.

Постепенно теряя свой характер, вертепное представление теряет разговоры отдельных лиц и, возвращаясь к первоначальному состоянию, заключается лишь в показывании кукол, причем текст поется хором, и показыватель уже от себя объясняет действия актеров. На такой ступени, представляющей уже шаг назад, стоит сибирский вертеп.

Далее, теряется вообще весь текст мистерии, порою забывается и смысл ее. Так, вертеп, который носит молодежь в Воронежской губернии, уже заменяет марионеток вырезанными из бумаги фигурами; «они вращаются Кругом оси, вертикально проходящей через весь ящик; слегка поворачиваемая ось обнаруживает при освещении беспрерывную процессию теней»).

Текст теряется также и в польской шопке, но там одновременно отсутствует и движение; такова описанная нами выше шопка в Мышенце.

Первоначальный смысл вертепа, по-видимому, совершенно забылся в некоторых местностях Белоруссии, в Оршанском уезде Могилевской губернии и в других. Ходившие здесь во время святок волочобники являлись в сопровождении кукольников, распевавших теже же песни, что и волочобники, но носившие с собою широкий, низкий ящик с крышкой. «В дно ящика были вбиты острые колышки, на которых свободно вращались в разные стороны фигурки лошадок, обшитых разного цвета сукном, преимущественно красным; среди них, на самой большой из лошадок, белой масти, сидела фигурка святого «Ягорья», покровителя конюхов и лошадей. Во время пения ящик этот двигался взад и вперед, отчего и фигурки вращались вокруг колышков»). По мнению академика A. H. Веселовского, за этим легендарным сюжетом, как за вертепом коляд, легко предположить существование более древнего светского, с такими же типами: «хлопа», «пана», «жида», «цыгана» и т. п., какие до последнего времени являлись на сцене белорусского кукольного театра).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Немного истории

News image

До сих пор не известно точно, как и когда появилась идея кукольного театра, и кто по...

Клуб-студия Кукольная Коллекция пригла

News image

Клуб-студия «Кукольная коллекция» Елены Громовой вновь открывает ставшую уже  традиционной Рождественскую выставку кукол лучших современных ма...

Вертепный театр в народной культуре

News image

В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Си...

Жеваная бумага?

News image

Да, именно так переводится с французского словосочетание папье-маше. И эта интересная техника работы с бумагой по...

Борис Федорович Звинагародский

News image

Борис Федорович Звинагародский, (1896 - 1982), художник театра кукол, живописец, заслуженный деятель искусств Белоруссии (1956), уч...

Дело для души

News image

Тем, кто не увлечен куклами, аббревиатура ООАК не скажет абсолютно ничего, для любителей же кукол он...