Истоки появления кукольных театров - Кукольный театр России

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Нижинский, сумасшедший Божий клоун

News image

(балетная драма в 2-х актах)(перевод с английского Александра Чеботаря). В детстве я думала, что зн...

Петрушка

News image

Если в южной России приобрел наибольшую популярность вертеп, то в северо-восточной и центральной России народным лю...

Царевна - Яга (Т. Ермолаева)

News image

Это веселая музыкальная сказка рассказывает историю Бабы-Яги, которая захотела быть прекрасной принцессой и выйти замуж за...



Кукольный театр России
Кукольные театры - Истоки появления кукольных театров

кукольный театр россии

По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие - с запада , из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрёстке, порождало формы, которые со временем воспринимались как своё искусство, да и по сути становилось им. Всё это происходило и в народном кукольном театре

По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие - с запада , из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрёстке, порождало формы, которые со временем воспринимались как своё искусство, да и по сути становилось им. Всё это происходило и в народном кукольном театре.

Петрушка

Мы почти ничего не знаем о том, какими были представления перчаточной куклы России до прошлого века. К концу XIX века русские народные кукольники владели, как правило, техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках ( марионеток в их профессиональной терминологии) и театра перчаточных кукол ( петрушек ).

Сохранилось много описаний этих уличных представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день по многу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.

Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая таким образом зрителям понимать смысл его слов.

С. В. Образцов в своей книге По ступенькам памяти вспоминает, как он ребёнком видел представление Петрушки: Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом .

С наступлением XX века Комедия о Петрушке начинает быстро разрушаться. Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, этому способствовал предельно жесткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Блюстителей порядка и нравственности раздражали крамольное содержание некоторых сцен, грубость и циничность выражений, аморальность поведения героя. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей.

И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все чаще начинают играть свою комедию перед благовоспитанной детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком.

Петрушка не выдержал такого насилия. Лишившись главных черт своего характера, потеряв своих основных партнеров, утратив остроту ситуаций, он захирел и скоро стал никому не нужен. Его попробовали возродить в агитационных спектаклях первых послереволюционных лет, затем - в воспитательных представлениях для детей. Но его данные не соответствовали духу и характеру этих спектаклей, и его пришлось заменить другими героями. История Петрушки на этом закончилась.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ

News image

Изобретен монахом Ордена иезуитов Афанасием Кирхером в начале XVII века. Это проекционный аппарат с масляной ла...

Закревская Галина Викторовна

News image

Родилась 08 февраля 1958 года в м-ко Яшунай, Шальчининского района, Литовской ССР. Образование высшее. В 19...

Добрук Иван Эдмундович

News image

Родился 04 октября 1971 года в Гродненской области, Щучинском районе, д.Каменка. Образование высшее. В 1997 го...

Перчаточные куклы, марионетки и Петрушка

News image

Перчаточные куклы и марионетки имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра - Сказание о ...

Какие бывают куклы?

News image

Существует множество видов кукол для театра: марионетки, тростевые, планшетные, куклы-перчатки и даже пальчиковые куклы. Марионетка — ...

КАРАГЁЗ

News image

- в переводе - черный глаз - герой турецкого театра теней (см. Те...