Необычное мероприятие провели на минувшей неделе в рамках юбилейных торжеств и Царскосельского карнавала. В день 300-го рождения города Пушкина народ наперебой развлекали бродячие кукольники. 25 июня на улицах и площадях с полудня и до вечера длился интерактивный фестиваль-карнавал Петрушки всего мира в Царском Селе . Не обошлось и без скандала.
Провести фестиваль Петрушек - совместная идея организаторов юбилейной программы в Царском Селе и директора фестиваля КУКART Давида Бурмана, выступившего продюсером, креативщиком, отборщиком и приглашальщиком артистов. Бурман не только профессионально увлекается кукольным театром, но и поддерживает петрушечников. Настолько активно, что уже через год, весной 2011-го, международный фестиваль кукольных театров КУКART будет целиком посвящен Петрушке. И тогда со всего мира в Петербург съедутся артисты, главный герой уличных кукольных представлений которых - незабвенный персонаж городского фольклора, кукла-космополит, гражданин мира , не имеющий национальности. А в Царском Селе на фестивале выступали представители с разных концов России и специальный гость - проказник-панчмен из Англии.
Устроив театрализованное шествие по улицам Пушкина, артисты добрались до центральной площади в конце Магазейной улицы и расположились у входа в Дом молодежи (бывший кинотеатр Руслан ). В скверике по соседству устроились прямо на газоне художники с мольбертами. Повсюду замечены были атрибуты современного ярмарочного гулянья: вместо коробейников - сувенирные лотки и ювелирные лавки, вместо сушек и баранок - мороженое, попкорн и сладкая вата, вместо чая из самоваров - лимонад и сок.
Гуляющие семьями местные жители и прибывшие из Петербурга отдыхающие сажали детей на плечи, чтобы им все было видно, а крох возили в колясках. В праздной толпе фланировали дамы в платьях на кринолинах и томно обмахивались веерами. Попадались среди прохожих и актеры, разгуливавшие прямо в костюмах и гриме - они либо уже выступили, либо ожидали своего выхода. Стайками держались наряды милиции - смешанного мужского и женского состава, принаряженные в парадную форму с ослепительно белыми рубашками. Стражи порядка тоже с нескрываемым любопытством смотрели представления и разглядывали скоморохов во время перекуров и перекусов.
Выступления кукольников шли попеременно то тут, то там, то на эстраде, то среди толпы. Театр из Екатеринбурга показал площадное представление Карнавал Петрушек о путешествии по пяти континентам Петрушки, он же - Полишинель, он же - Панч, он же - Пульчинелла, он же - Каразез (в русско-французко-итальянско-турецком вариантах). Были кукольники-петрушечники из Москвы, Оренбурга, Пскова, Железногорска и Новокузнецка. Наш город представлял Кукартель под руководством Александра и Тамары Стависских и Папьемашенники Всеволода Мизенина.
Практически все работали традиционно: за передвижными сценками-ширмами - высокими коробками с крохотным занавесом, ярко-красным или пестрым лоскутным. Разговаривали при помощи пищика - инструмента, помогающего имитировать характерный пронзительный голос Петрушки. Частенько случается, что в пылу игры актеры резко вскрикивают, глубоко вдыхают - и давятся этим свистком. Чтобы он не попал не в то горло , профессионалы в таких случаях, не раздумывая, глотают пищик и тут же мгновенно достают новый. У них в кармане на такой случай есть запас.
На карнавале в Царском Селе, слава богу, никто пищиком не подавился и скорая никого не увезла. Как говорится, за время фестиваля ни один кукольник не пострадал. Зато финал фестиваля ознаменовался небольшим скандалом. Последним выступал театр Панч из Великобритании. Легендарный актер Конрад Фредерикс, единственный в Британии панчмен, дающий представления на улице, и его перчаточные куклы (он сам исполняет несколько ролей) шокировали публику. Это выступление было острее и резче, чем развеселые и в целом добродушные представления российских коллег. По сюжету, стерва-жена английского Петрушки, мистера Панча, родила ребенка, который оказался родителям вовсе не нужен. Панч избивает младенца (жестоко - об стену) и уходит из дома куда глаза глядят, за ним охотится полицейский. По дороге
Панч встречается с кровожадным крокодилом и скармливает ему вместо себя гроздь сосисок, ссорится с арабом и казнит его (натурально - на виселице), докучливого полицейского также убивает. Никакой тебе толерантности и политкорректности, одна грубая правда жизни, причем вовсе не сказочная.
Увидев такое, зрители ворчали, сердились, кричали, грозили артисту страшными карами и высказывались в том смысле, что юбилей Царского Села англичанином опорочен, и даже грубо бранились, не стыдясь собственных малых детей, но... не расходились. Не в силах оторваться от завораживающего зрелища, возмущенные граждане досмотрели представление до конца, а затем окружили организаторов плотным кольцом, требуя сатисфакции. Но Давид Бурман спокойно и терпеливо объяснил почтенной публике, что никто и не обещал детское беззубое искусство ... Ведь петрушечные истории издревле и априори - актуальные и социально насыщенные. Так что никакого обмана. Петрушка - наше лицо. Уж какое есть.
|