Театры России - Про кукольный театр России

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

В Житомирском музее Космонавтики выставл

News image

Кукла появилась в древности, как предмет языческого культа. Позже стала игрушкой для ребенка. Играясь, ребенок по...

Южнофранцузские креши

News image

У итальянских презепио также появилось французское продолжение. Французы называют ясли крешами , и слово крешь ст...

Гусёнок

News image

А. Федотов Не только крякать, но и хватать должен был рот у озорного Дорофея (так звали Гу...



Про кукольный театр России
Кукольные театры - Театры России

про кукольный театр россии

Кукольный театр — явление в нашей жизни распространенное. Детство каждого ребенка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка. Один из самых популярных европейских кукольных героев — Пульчинелла

Кукольный театр — явление в нашей жизни распространенное. Детство каждого ребенка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка. Один из самых популярных европейских кукольных героев — Пульчинелла. Родившись в Италии, Пульчинелла пересек ее границы и прочно обосновался во Франции, потом перебрался через Ла-Манш, покорив британцев, переплыл за океан в Америку. Добрался он и до России.

По просторам России бродило много странствующих актеров. Одни приходили с востока, из Азии, другие — с запада, из Европы. Принесенное ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрестке, порождало формы, которые со временем воспринимались как «свое» искусство, да и по сути становилось им. Все это происходило и в народном кукольном театре.

Петрушка

Мы почти ничего не знаем о том, какими были представления перчаточной куклы России до прошлого века. К концу XIX века русские народные кукольники владели, как правило, техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках («марионеток» в их профессиональной терминологии) и театра перчаточных кукол («петрушек»).

Сохранилось много описаний этих уличных представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки — она была невелика, и все представление длилось 20—30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант — тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.

Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов.

С. В. Образцов в своей книге «По ступенькам памяти» вспоминает, как он ребенком видел представление Петрушки: «Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивленные глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом».

С наступлением XX века «Комедия о Петрушке» начинает быстро разрушаться. Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, этому способствовал предельно жесткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Блюстителей порядка и нравственности раздражали крамольное содержание некоторых сцен, грубость и циничность выражений, аморальность поведения героя. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей.

И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком.

Петрушка не выдержал такого насилия. Лишившись главных черт своего характера, потеряв своих основных партнеров, утратив остроту ситуаций, он захирел и скоро стал никому не нужен. Его попробовали возродить в агитационных спектаклях первых послереволюционных лет, затем — в воспитательных представлениях для детей. Но его «данные» не соответствовали духу и характеру этих спектаклей, и его пришлось заменить другими героями. История Петрушки на этом закончилась.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Павловская Людмила Васильевна

News image

Родилась 15 марта 1956 года в г. Донецке. Образование высшее. В 1983 году окончила Белорусский те...

Куклы спасают жизнь

News image

Могут ли неживые куклы спасти жизнь живым детям? Положительный ответ на этот вопрос дают результаты бл...

ПИКЕЛЬГЕРИНГ

News image

Один из многочисленных персонажей мировой уличной петрушечной комедии. Старинный кукольный герой Голландии. В пе...

РАЕК

News image

Истоки райка восходят к античной культуре. В те далекие времена на невысокой колонне устанавливалась доска (п...

Fashion Doll / модная кукла / фэшн-кукла

News image

Fashion doll, фэшн-кукла - кукла с лицом и телом взрослой женщины (существенно реже - муж...

Тайна рождения

News image

Каждая кукла в театре появляется на свет, как и человек, со своим характером и судьбой. Эт...