Театры России - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ»

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Кукольные театры стран Западной Европы

News image

Страной кукольных театров по праву считается Италия. Первые кукольные зрелища появились в этой стране много ле...

Сказка о попе и работнике его Балде (А.

News image

И взрослые, и дети прекрасно знают сказку о том, как поп на базаре нанял работника. Ба...

Эксклюзивная коллекция кукол для жители

News image

Ижевск. Удмуртия. С 14 августа жители столицы Удмуртской Республики могут увидеть эксклюзивную коллекцию кукол. Экспозиция, пр...



МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ»
Кукольные театры - Театры России

муниципальное учреждение культуры «екатеринбургский театр кукол»

Официальной датой снования театра считается 6 ноября 1932 года, когда Постановлением Городского исполнительного комитета было утверждено самостоятельное существование Театра кукол. До этой памятной даты группа энтузиастов кукольников поставила на базе ТЮЗа кукольный спектакль «Стёпка-растрёпка». Успех этой работы у маленьких зрителей решил судьбу кукольников - театру кукол в городе быть!

Первой работой театра кукол стал спектакль «Письмо из Италии» в постановке режиссёра спектакля Риммы Андреевича Смельского. Позже это имя было удалено из афиш и архивных документов театра, так как в годы репрессий Р

Официальной датой снования театра считается 6 ноября 1932 года, когда Постановлением Городского исполнительного комитета было утверждено самостоятельное существование Театра кукол. До этой памятной даты группа энтузиастов кукольников поставила на базе ТЮЗа кукольный спектакль «Стёпка-растрёпка». Успех этой работы у маленьких зрителей решил судьбу кукольников - театру кукол в городе быть!

Первой работой театра кукол стал спектакль «Письмо из Италии» в постановке режиссёра спектакля Риммы Андреевича Смельского. Позже это имя было удалено из афиш и архивных документов театра, так как в годы репрессий Р.А.Смельский был объявлен врагом народа и расстрелян.

Самостоятельный творческий путь театра был совсем непростым. Несколько раз театр был на грани вымирания, труппу неоднократно распускали. Почти тридцать лет театр скитался по большим дорогам, как Петрушка в старину, не имея своего угла и дома. Старая грузовая машина, обтянутая брезентом, позже уступившая место загазованному автобусу-инвалиду. Кочевой образ жизни. Выезды по городу и окрестностям. Не миновали кукольников и военные дороги.

В пятидесятые театр кукол живёт в небольшом помещении по адресу: ул. Ленина, 15. Четыре угловых окна первого этажа занимали и мастерские, и репетиционные, и бухгалтерия. Там же был и зрительный зал. На втором этаже – жилые квартиры. С увеличением репертуара места в театре хронически не хватало. У входа, в маленькой комнатушке, находилось самое ценное – упакованные в ящики и бережно хранимые декорации к спектаклям и куклы.

Пятидесятые годы – годы творческого становления театра. Труппа пополнилась молодёжью. В то время ни одно учебное заведение не готовило актёров-кукловодов. Для того, чтобы молодые могли получить необходимое профессиональное образование, в 1955 году на базе театра была организована студия. Первыми студийцами были – Г.Шатковская, А.Герасимов, И.Грачёва. Театр ставит пьесы, вошедшие в золотой фонд кукольной драматургии: «Иван-крестьянский сын» Б.Сударушкина, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Л.Браусевича и И.Карнауховой, «Зайка-зазнайка» С.Михалкова, «Теремок» С.Маршака, «Гусёнок» Н.Гернет, пьесы по сказам П.Бажова «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Голубая змейка».

В 1958 году режиссёром С.Рывкиным и художником Н.Ситниковым был поставлен первый спектакль для взрослых – «Чёртова мельница» по пьесе Я.Дрда и И.Штока.

В 1963 году студийцы были зачислены на вечерний курс Свердловского театрального училища. Руководил курсом Юрий Александрович Набоков.

В 1964 году, после 32 лет скитаний у театра появился собственный дом на улице Мамина-Сибиряка. Новый театр открылся постановкой А.Брандта «Катькин день».

В 1967 году Ю.А.Набоков выпустил в Свердловском театральном училище курс блестящих артистов-кукловодов. Это Э.Еремеев, Л.Потапова, В. Тарасов, В.Ткач, О.Герасимова и другие актёры, составившие основу труппы театра.

В 1969 году на сцене театра Выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кино Роман Виндерман поставил свой дипломный спектакль «Снежная королева», где впервые играли не куклы, а актёры в масках.

Роман Виндерман и Свердловский театр кукол стали первыми в процессе создания новой театральной эстетики. Актёр вышел из-за ширмы, надёжно скрывавшей его в течение столетий. Вышел с куклой в руке, а то и как драматический актёр, «живьём», став и мимом, и акробатом, и мыслителем. Возникли совершенно необыкновенные куклы, которых прежде не было. Ставятся «Швейк» Я.Гашека, «Недоросль» Д.Фонвизина, «Баня» В.Маяковского и «Сирано де Бержерак» Э.Ростана. В детский театр приходит взрослая драматургия. С 1969 по 1982 год Романом Виндерманом было поставлено 36 спектаклей. Время работы Р.Виндермана в Свердловском кукольном называют «золотым веком» театра. Смело можно сказать, что в 70-80-е годы в театре сформировалась сильная труппа. Успешно работают актёры Т.Голубкова, В.Тарасов, Э.Еремеев, Т.Ахлюстина, Л.Потапова, Л.Тарасова, А.Сухоросова, Т.Ткач, Л.Письменная и др. А рядом молодые: С.Медведева, А.Ефимов, И.Кузьмина. Актёры театра стали единомышленниками Романа Виндермана, проводниками его творческих идей на пути освоения нового формата театра кукол.

Параллельно со Свердловским театром возникли эксперименты В.Шраймана в Магнитогорске, В.Вольховского в Челябинске. Театры кукол освоили драматургию Ануя и Брехта, Дюрренматта и Гоголя. С тех пор уже никто не считает кукольный театр только детским. Театры Уральской зоны обменивались опытом и делились с коллегами новыми экспериментальными работами на Фестивале театров кукол «Большой Урал», который начал свою историю в 1975 году. Преемниками «Большого Урала», имевшего большой авторитет и широкую популярность, стали впоследствии Екатеринбургский «Петрушка Великий» и Челябинский «Соломенный жаворонок»

Во второй половине 80-х «куклы» завершили завоевание нового художественного пространства. Настала пора разработки, осмысления достигнутого, поисков своего места в перестроечную эпоху. Главным режиссёром в 89-м становится Владимир Гаранин. Художник со сложным и глубоким внутренним миром, он тяготеет к небанальным, поэтическим решениям. Благодаря творческой активности, интеллекту и большому трудолюбию им созданы философские, несущие целую гамму ощущений и размышлений спектакли: «По зелёным холмам океана», «Волшебная лампа Аладдина», «Чемодан чепухи», «Белогрудка», «Свет ликующий» и последняя работа «Синяя птица», где была воплощена идея творческого поиска.

В марте 1997 г. театр принял участие в театральном фестивале Золотая маска в г.Москве, представив на суд зрителей и жюри спектакль Картинки с выставки - театральную фантазию на темы одноимённого цикла фортепианных пьес М.Мусоргского в обработке композитора С. Сидельникова.

Авторы спектакля заслуженный артист России А.Борок и С.Плотов в содружестве с А.Ефимовым создали удивительный образ мироздания, в котором сосуществуют параллельные миры, в каждом из которых ценны душа, любовь и добро. Спектакль получил высокую оценку коллег и театральных критиков, а художник-постановщик А.Ефимов стал Лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации Лучший художник в театре кукол.

В 1996-1998 гг. прошла капитальная реконструкция здания, по окончании которой театр открывает сезон в новом здании. Улучшились как условия просмотра спектаклей, так и рабочие места, сцена стала в большей степени соответствовать специфике театра кукол. При сооружении здания трудились специалисты из Хорватии, Австрии и Швейцарии. В разработке интерьера фойе участвовали дети, и многие их идеи были воплощены.

Реконструкция здания позволила актёрам давать спектакли в двух залах одновременно – большом на 268 мест и камерном – на 80. Новое световое и звуковое оборудование позволяет решать кукольное действо на самом высоком уровне. Сцена большого зала имеет гидравлическую систему для установки сложнейших, иногда многоэтажных декораций. Новые удобные помещения получили цеха: конструкторский, бутафорский, живописно-декорационный, швейный.

В новом здании появляются и новые традиции. В конце сезона в театре вручают необычную награду, названную в честь бессмертного российского скомороха «Петрушка Великий» - символ прародителя театра кукол. Самая дорогая награда для кукольника – знак признания зрителей и коллег. Она вручается тому, кто предан театру, тому, кто создал запоминающиеся спектакли и образы, тому, кто стал любимцем публики и тем, кто отдаёт частицу своего сердца театру. Автор статуэтки - лауреат премии Золотая маска' Андрей Ефимов, а выполнил ее скульптор Борис Рыжков. А чуть позже эти статуэтки получают уже Лауреаты Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий», открытием которого ознаменовался юбилейный 70-й сезон. На своей площадке театр принял друзей из городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Фестиваль стал традиционным, проходит раз в два года, с каждым разом расширяя географические границы и повышая организационный и художественный уровень.

Ярким запоминающимся событием последних лет стало дефиле «Роскошное безумие в Валентинов день», впервые состоявшееся в 2002 году. Проект стал традиционным и ежегодно и проходит на сцене театра, представляя театральные костюмы, рожденные фантазией художников-сценографов - Андрея Ефимова, Юлии Селаври, Андрея Мелентьева, Анатолия Шубина и других.

В августе 2004 года открыл свои двери Музей театральной куклы «Петрушкин Дом». Экспозиция музея не постоянна – её содержание постоянно обновляется. Среди первых экспонатов – куклы, костюмы и декорации спектаклей «Свет ликующий», «Двенадцать месяцев», «Стойкий оловянный солдатик», «Аладдин» и других. Музей даёт возможность давно подросшим зрителям вспомнить своих любимых персонажей и даже прикоснуться к ним. А малыши во время увлекательной экскурсии чувствуют себя настоящими кукловодами: профессиональная актриса учит их маленькому чуду – превращению театральной куклы в живое существо. В Музее хранится архив – это история театра в фотографиях, документах, публикациях. История, которая продолжается.

Пройдя рубеж 75-летия, театр, имеющий своё неповторимое лицо, продолжает свой творческий путь, опираясь на лучшие традиции.

Создаются спектакли для взрослых, имеющие успешную фестивальную историю и высокую оценку театральных критиков – «Бобок» к юбилею Ф.М. Достоевского, «Башмачкин» к 200-летию Н.В.Гоголя, спектакли для детей по классической – «Снежная королева», «Изумрудный город страны OZ», «По щучьему веленью» - и современной детской литературе - «Про умную собачку Соню» по рассказам А.Усачёва, «Весёлая сказка про сладкую жизнь» по книге И. и Л. Тюхтяевых.

К сотрудничеству привлекаются режиссёры Алексей Смирнов (Санкт-Петербург), Александр Борок (Челябинск), Григорий Лифанов (Москва), Николай Коляда (Екатеринбург), художники Екатерина Петухова, Анастасия Кардаш. (Санкт-Петербург), что поддерживает репутацию театра, охотно идущего на эксперимент.

Театр – неизменный участник и Лауреат российских и международных театральных фестивалей и проектов. На выставке «Окно в театр кукол России» в рамках фестиваля «Титириджа-2008» в г.Толоса в Испании Екатеринбургским кукольникам выпала честь представлять кукольное искусство современной России. В трёх залах выставки размещались эскизы, костюмы, куклы и элементы декораций художников Ю. Селаври, А. Ефимова и А. Шубина. Проект получил широкий отклик и самые высокие оценки в российской и испанской прессе.

Одно из самых значительных событий новейшей истории театра – проведение в сентябре 2009 года Саммита Исполкома UNIMA. Это событие уникально не только для Екатеринбургских кукольников и уральской столицы, но и для всей театральной России. Делегаты международной организации собирались в нашей стране до этого лишь один раз – Россия принимала членов Исполкома UNIMA в 1976 году, в Центральном детском театре кукол в Москве. Саммит продлился три дня, в течение которых члены UNIMA провели ряд заседаний, познакомились с лучшими образцами искусства театра кукол Уральского региона. Наши гости увезли с собой самые лучшие впечатления о Екатеринбурге, а спектакли Екатеринбургского театра кукол вызвали неподдельное восхищение кукольников всех стран. «Я впечатлен театром, оборудованием, труппой Екатеринбургского театра кукол. Лучшие идеи я привезу в свою страну», — отметил генеральный секретарь UNIMA Жак Трюдо (Канада). И в недалёком будущем спектакли нашего театра кукол увидят зрители Швейцарии, Канады, Китая и Индии.

В ближайших планах театра – совместный проект с французским театром «Дю Фюст»: постановка спектакля «Простофиля Грибуль и господин Шмель» по сказке Жорж Санд. Автор инсценировки и режиссёр спектакля художественный руководитель «Театра дю Фюст» Эмили Валантен. Перевод инсценировки осуществила Наталья Санникова, художник–сценограф спектакля – главный художник Екатеринбургского театра юного зрителя засл.художник РФ Анатолий Шубин. В спектакле, помимо кукол, изготовленных в цехах Екатеринбургского театра кукол по эскизам Эмили Валантен, будет также использоваться «живой план», что даст возможность артистам нашего кукольного проявить себя не только прекрасными кукловодами, но блеснуть своим талантом драматических артистов. Постановка спектакля «Простофиля Грибуль и господин Шмель» осуществляется при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Управления культуры Администрации Екатеринбурга, при участии «Альянс Франсез Екатеринбург».

Завоевавший авторитет не только среди кукольников России, но и имеющий широкую известность за её пределами, театр по праву считается одним из лучших в России. Известный театральный критик  сказал о Екатеринбургском театре кукол: «Здесь бьётся кукольное сердце России».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rare, hard to find

News image

Rare, hard to find - пометка, которой обычно при продаже обозначаются раритетные и редкие на вт...

Прободяк Василий Николаевич

News image

Родился 03 апреля 1967 года в г.п. Кличев, Магилевская обл. Образование вы...

«Марионетте», или куклы на нитях

News image

Не менее популярная техника кукольных представлений в Италии – театр марионеток, то есть кукол, управляемых св...

Марионетки в России

News image

Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из ев...

Бобровский Александр Викторович

News image

Родился 20 февраля 1957 года в Гродненской области, г. Лида. Образование высшее. В 1981 году ок...

История Батлейки

News image

БАТЛЕЙКА (бетлейка) - народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Театр Ба...