Театры Белоруссии - История Белорусского государственного театра кукол

Кукольники

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБ

News image

Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Ку...

Макаркина Татьяна Васильевна

News image

Макаркина Татьяна Васильевна – Актриса. В театре с 2002г. Основные ро...

Авторизация



Спектакли

Бирма

News image

В Бирме долгое время не было никакого другого театра, кроме кукольного. Поэтому искусство управления марионетками зд...

Петрушка и Витязь (Новогоднее представл

News image

Новый год – это всегда праздник, всегда сказка. Приходя на праздничные утренники в...

Хитрый Ёжик

News image

Спектакль - это две истории от том, как можно и необходимо постоять за себя и з...



История Белорусского государственного театра кукол
Кукольные театры - Театры Белоруссии

история белорусского государственного театра кукол

Семидесятилетняя история Белорусского государственного театра кукол - это путь от полулюбительских постановок до искусства, которое не знает жанровых и тематических ограничений, приобрело признание в стране и в мире. Современным кукольникам подвластны и доброе наставление детской сказки, и высокая поэзия, философская глубина высот мировой литературы.

Как можно рассказывать о событиях, которые полностью принадлежат другому времени? С увлеченностью, с горечью, завистью? Скорее, с любовью. Нельзя бросать камень в прошлое: это несправедливо

Семидесятилетняя история Белорусского государственного театра кукол - это путь от полулюбительских постановок до искусства, которое не знает жанровых и тематических ограничений, приобрело признание в стране и в мире. Современным кукольникам подвластны и доброе наставление детской сказки, и высокая поэзия, философская глубина высот мировой литературы.

Как можно рассказывать о событиях, которые полностью принадлежат другому времени? С увлеченностью, с горечью, завистью? Скорее, с любовью. Нельзя бросать камень в прошлое: это несправедливо.

В конце двадцатых, в середине тридцатых годов в Беларуси кукольники пользовались большим успехом. Их нехитрый скарб и подвижность, доступность содержания и легкость формы, неизменный юмор и свобода импровизации позволяли без труда достучаться до каждого зрителя. Аудитория кукольного представления состояла не только из детворы. Внуки всегда рядом с дедушками да бабушками. Родителям, как правило, некогда. Но и они иногда заглянут на представление.

Идея создания кукольного театра носилась в воздухе и материализовалась 15 июля 1938-го. В тот день в Гомеле состоялось открытие Государственного театра кукол БССР.

История профессионального театра кукол похожа на жизнь человека, с детством и становлением. Многие из первых детских шагов сегодня кажутся наивными, слишком простенькими, временами ошибочными.

Долгое время белорусские кукольники не доверяли сами себе. Бесспорными и совершенными примерами для подражания считались спектакли Центрального театра кукол под управлением Сергея Образцова. У москвичей брали пьесы, эскизы кукол и декораций. Разве удивительно, что в начале жизни профессионального театра не актер играл куклой, а кукла копировала живого человека. Проблема правдоподобия долго не покидала белорусских кукольников.

Неповторимый стиль и свое лицо возможно приобрести только при наличии оригинальной драматургии. Поисками ее занимался весь коллектив театра. Счастливым толчком довоенной поры было появление Виталия Вольского с пьесой Дед и журавль .

Перед войной завершилось детство Государственного театра кукол. Это был театр для детворы. И сам ребенок. Любопытный, шумный, нетерпеливый и добродушный.

Новое время в истории театра берет отсчет с переезда в Минск в 1950 году. Более точно, с появления Анатолия Лелявского (1956) и Леонида Быкова (1957), главного режиссера и художника Государственного театра кукол. Почти тридцатилетний период в жизни минских кукольников отмечен становлением самобытной режиссерской и сценографической культуры, поисками новый средств выразительности, появлением оригинальных и цельных спектаклей для детской и взрослой публики.

Со второй половины семидесятых актеры все чаще выходят из-за ширмы на сценические подмостки и действуют не от имени куклы, а вместе с нею. Мистические отношения человека и куклы, натуральные для детей, заворожили взрослую публику. Она потянулась в театр кукол. А тот сразу подкинул богатую пищу для размышлений, соблазнил стройными моделями бытия и сознания.

Если человек создан Богом, а кукла человеком, то их взаимозависимость теперь удивительным образом изменилась. Кукла оказалась способной вобрать в себя частичку божественного и возвысится над человеческим бытием. Божественную комедию не обошел ни один театр кукол. Она стала эпиграфом, знаком новой эры. Куклы помогают взглянуть на человеческие проблемы со стороны. Однако сами они, куклы, остаются таинственными, неразгаданными существами. И позволяют нам каждый раз пережить чувство физического и духовного обновления.

Все чаще Белорусский государственный театр кукол обращается к произведениям классической литературы. Ставят Якуба Коласа, Янку Купалу, Владимира Маяковского, Герхарда Гауптмана, Карло Гоцци, Михаила Булгакова, Уильяма Шекспира, Антона Чехова. И уже не удивительно, что, например, Буря или Мастер и Маргарита в Белорусском государственном театре кукол звучат более точно, ярко, эмоционально, чем на первых драматических сценах страны. Оба эти спектакля созданы режиссерской рукой преемника Анатолия Лелявского, его сына Алексея, который возглавил творческий коллектив в 1986 году. Настоящий соавтор обоих Лелявских - талантливый сценограф Алина Фомина, проработавшая в театре более тридцати лет.

Белорусский государственный театр кукол хорошо известен и признан в Болгарии, Бельгии, Германии, Латвии, Литве, Нидерландах, Польше, России, Сербии и Черногории, Словении, Польше, Франции, Хорватии, Эстонии.

В 2008 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь театру присвоено звание Заслуженный коллектив Республики Беларусь .

Белорусский государственный театр кукол - один из ведущих театральных коллективов страны. Его спектакли убеждают в профессиональной зрелости и творческом энтузиазме коллектива, когда дух поиска и эксперимента может опереться на прочность выработанных годами традиций.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Dressed Doll / DD / одетая кукла

News image

Dressed Doll, одетая кукла - кукла в полном аутфите и со всеми аксессуарами (полный комплект). Те...

Куклы спасают жизнь

News image

Могут ли неживые куклы спасти жизнь живым детям? Положительный ответ на этот вопрос дают результаты бл...

Распределения мотивов в народной традици

News image

Поклонение Волхвов (Пастухов), сопровождаемое различными колядами. Ирод приказывает среди других детей убить собственного сына. Раскаявшись, ца...

Марионетки

News image

Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из ев...

ВЕРТЕП

News image

- традиционное кукольное представление, которое показывают во время Рождественских праздников. Вертеп появился и получил наибольшее ра...

Кукольница из поселка Расцвет

News image

За смешными домовыми-старичками и бабками-ежками из рогожки Елены Юрковиц едут со всей страны, по всем це...